gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Сироты 4: что для них есть у государства (норма)

Семейный кодекс РФ:
«Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов» (1, ст. 123).
Так какие – для начала – существуют государственные сиротские учреждения? (2-6; в скобках, как и раньше, ссылки на источники информации).
Для малюток до 3-х (по другим источникам до 4-х) лет (физически осиротевших, отказников, подкидышей) – дома ребенка в системе здравоохранения. Они бывают общего типа и специализированные – для детей с разными дефектами.
Ребенок или подросток постарше (физический сирота, тот, чьи родители лишены родительских прав, беспризорник) сначала помещается в социальный приют (если болен, то сначала в больницу, а если натворил что-то серьезное, то в «учреждение для временного содержания малолетних правонарушителей», но во избежание разрастания темы от этого отвлекусь).
По замыслу социальный приют предназначен для временного пребывания детей до перевода их в детский дом или какую-либо форму семейного устройства (фактически, из-за переполненности детдомов там часто остаются до совершеннолетия). Таково же назначение – временное содержание и распределение – у социально-реабилитационных центров; отличие, как я понял, в том, что это как бы более развитая форма, с большим разнообразием «услуг».
Главный тип учреждения для постоянной жизни сирот в России – это детские дома. По «Типовому положению» 1995 года (6) детдома бывают для детей раннего возраста (с 1,5 до 3-х лет), для дошкольников, школьников и смешанные. Они находятся преимущественно в ведении муниципальных или региональных органов, конкретнее их департаментов социального развития, семейной политики, управлений социальной защиты населения. (Названий много, разобраться трудно, но это, думаю, не так уж важно. Как решается вопрос, о том, куда попадают дети с 1,5 до 3-х лет, в дом ребенка или детдом, я тоже выяснить не сумел).
Воспитанники детских домов учатся в близлежащих школах. Если сиротское учреждение совмещает функции дома и образования, то это детский дом-школа или школа-интернат. Их ведомственная принадлежность иногда та же, что и у «обычных» детдомов, но чаще они – в ведении муниципальных или региональных органов образования.
По другому признаку – здоровья – выделяются еще специальные (коррекционные) детские дома и школы-интернаты для сирот «с ограниченными возможностями здоровья», а также санаторные детские дома для детей, нуждающихся в длительном лечении. Немного удивило то, что они проходят не по системе здравоохранения, а по ведомствам семейной политики или социального развития.
Для детей «с ограниченными возможностями» (такими, как умственная отсталость и другие пороки развития, неизлечимые болезни), «нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации» (3) существуют детские дома-интернаты. Здесь важная особенность – то, что в них содержатся не только сироты, но и дети живых и не отказавшихся от них родителей, но не находящих возможности заботиться о них дома. Они в просмотренных мною случаях находятся в ведении региональных министерств социальной защиты и т.п.
Ну и, наконец, «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола могут быть зачислены без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования в кадетские школы-интернаты, суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса, военно-музыкальные училища и музыкальные кадетские корпуса. Дети-сироты в возрасте 14-16-ти лет также могут быть зачислены воспитанниками в воинские части» (3). Понятно, что и здесь сироты живут и учатся вместе со вполне семейно устроенными детьми, только им некуда ездить на каникулы. Это, по всей видимости, какая-то совсем другая песня. Пока не наталкивался ни разу ни на сведения о безобразиях в этих заведениях, ни на особую деятельность по пристраиванию сирот из них в семьи.

Источники
(1) СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Извлечения – http://www.usynovite.ru/documents/federal/legislative/kodecsrf/
(2) Сайт Фонда «Детский дом» (http://www.detskiydom.ru/) и на нем перечень типов детских учреждений и форм устройства (www.detskiydom.ru/document/file/10)
(3) Сайт уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае (типы учреждений – http://www.pravo.khv.ru/node/808)
(4) Сайт «Социальная работа» – Перечень типов и видов образовательных учреждений для детей с проблемами (http://soc-work.ru/article/714)
(5) Общероссийский классификатор по социальной защите населения (http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46389/index.php#i1683253)
(6) «Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за №676 от 1 июля 1995 г. (http://urist.mosuzedu.ru/prav_osn/tipPlzh11.html)
Tags: Россия, дети, детский дом, школа
Subscribe

  • майские лесные находки

    Ходили в лес сегодня. И я гриб нашел! Не из тех, что хочется есть, но на вид приятный и запах ничего. Сфотографировал, но из-за солнца ничего на…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечная память погибшим, чтобы она состоялась.

  • природа и вопрос

    Прогулялись вчера вдоль реки. А что это за цветок?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments