И прежде всего, вопрос о Церкви и Мире.
Скажу своими словами, как я его понял (Дневники, даже если у кого нет книги, выложены в Сети у Я.Кротова, так что хватит цитировать).
За все, что происходит в мире (а происходит главным образом дурное, мир очевидным образом хужеет) ответственно христианство, ответственна Церковь. Почему? Потому что Бог спасает мир Церковью. И если Церковь перестает отвечать требованиям к орудию спасения, все рушится. И обратно: везде, где убивают, грабят, тупеют и курвятся - на общемировом, государственном и личном уровне - не сработала Церковь. (Я надеюсь, это не поймут как индульгенцию всякому мерзавцу, как возможность свою вину спихнуть на других. Речь идет о позиции принятия на себя ответственности "власть имеющими" - эта позиция надлежит по Шмеману Церкви, которую и он, надо помнить, представляет как клирик).
Это одна сторона его экклезиологии. Вторая ее конкретизирует. Церковь ("буду повторять это до смертного часа") должна быть В МИРЕ свидетельством об ИНОМ, она должна быть ЭСХАТОЛОГИЧНА. Эта тема варьируется чуть ли не в каждой дневниковой записи: и позитивно, когда он делится ощущением Вечности, просвечивающей в сиюминутном - природе или лице негритянки, с которой едет в электричке, и негативно, когда он пишет о суете и скуке церковности, живущей собой и для себя.
Два уклонения Церкви от своего эсхатологического задания типичны: 1) западная обмирщенность, превращение в социальную организацию, решающую "проблемы", обрекающая Церковь на Сциллу правизны или Харибду левизны; 2) восточный ритуализм, идолопоклонничество культурно- и этнически обусловленному быту, или его коррелят, уход от мира в отрешенную "духовность".
Вот, надеюсь, не переврал. Можете проверить.
Не знаю, вполне ли я согласен с о. Александром. Но задевает и понуждает думать.