gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

так о чем же Шмеман?

Закончил чтение дневников. По-моему, эта книга предназначена быть включенной в классику, золотой фонд. И вовсе не потому, что все, что там написано верно - это не так. И не потому, что о. Александр - образец для подражания (хотя мне, честно говоря, нет дела до того, строго ли он постился - с собой бы разобраться!). И даже, хотя это уже горячее, не искренностью и убедительностью, с которыми он рассказывает о себе и своем опыте. А тем, что он, по-моему, пишет о главном, ставит ключевые вопросы.
И прежде всего, вопрос о Церкви и Мире.
Скажу своими словами, как я его понял (Дневники, даже если у кого нет книги, выложены в Сети у Я.Кротова, так что хватит цитировать).
За все, что происходит в мире (а происходит главным образом дурное, мир очевидным образом хужеет) ответственно христианство, ответственна Церковь. Почему? Потому что Бог спасает мир Церковью. И если Церковь перестает отвечать требованиям к орудию спасения, все рушится. И обратно: везде, где убивают, грабят, тупеют и курвятся - на общемировом, государственном и личном уровне - не сработала Церковь. (Я надеюсь, это не поймут как индульгенцию всякому мерзавцу, как возможность свою вину спихнуть на других. Речь идет о позиции принятия на себя ответственности "власть имеющими" - эта позиция надлежит по Шмеману Церкви, которую и он, надо помнить, представляет как клирик).
Это одна сторона его экклезиологии. Вторая ее конкретизирует. Церковь ("буду повторять это до смертного часа") должна быть В МИРЕ свидетельством об ИНОМ, она должна быть ЭСХАТОЛОГИЧНА. Эта тема варьируется чуть ли не в каждой дневниковой записи: и позитивно, когда он делится ощущением Вечности, просвечивающей в сиюминутном - природе или лице негритянки, с которой едет в электричке, и негативно, когда он пишет о суете и скуке церковности, живущей собой и для себя.
Два уклонения Церкви от своего эсхатологического задания типичны: 1) западная обмирщенность, превращение в социальную организацию, решающую "проблемы", обрекающая Церковь на Сциллу правизны или Харибду левизны; 2) восточный ритуализм, идолопоклонничество культурно- и этнически обусловленному быту, или его коррелят, уход от мира в отрешенную "духовность".
Вот, надеюсь, не переврал. Можете проверить.
Не знаю, вполне ли я согласен с о. Александром. Но задевает и понуждает думать.
Tags: /hubris_ipod, /matushkao, /readership, /sadovnica, /tugodum, Церковь и мир, Шмеман
Subscribe

  • Как Россия шла к Революции

    Обращаю внимание на замечательное своею тщательностью исследование Сергея Фомина (sergey_v_fomin ") " РОССIЙСКАЯ ИМПЕРIЯ…

  • (no subject)

    В одном из докладов Г.П.Щедровицкого, который я сейчас читаю (1973 года, о проблемах реконструкции истории логики), попалась ссылка на…

  • (no subject)

    Cегодня - мне напомнила об этом система оповещения жж - день рождения Андрея Коваля, одного из тех, кого я хотел бы иметь другом, но не сумел.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments

  • Как Россия шла к Революции

    Обращаю внимание на замечательное своею тщательностью исследование Сергея Фомина (sergey_v_fomin ") " РОССIЙСКАЯ ИМПЕРIЯ…

  • (no subject)

    В одном из докладов Г.П.Щедровицкого, который я сейчас читаю (1973 года, о проблемах реконструкции истории логики), попалась ссылка на…

  • (no subject)

    Cегодня - мне напомнила об этом система оповещения жж - день рождения Андрея Коваля, одного из тех, кого я хотел бы иметь другом, но не сумел.…