? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
Все вокруг того же
gignomai

Неожиданный для меня самого вопрос возник. В связи все с той же темой проторелигиозности. Такое только уточнение. До сих пор я придавал этой самой протрелигиозности смысл временной, онтогенетический – как бы начального, еще не оформившегося явления. Но может быть и другой смысл: чего-то базового, подлежащего всякой религиозности, единого для всех религий и отличающего представителя любой религии от человека безрелигиозного.
И вот в связи с таким смыслом вопрос к людям религиозным: кто Вами ощущается как более близкий – представитель другой религии или человек не религиозный, неверующий или верующий в «другого бога»? Любая степень различительности ответа (в смысле разного отношения к разным религиям) приветствуется.
Чтобы не оставаться тем несносным приставалой, который только мучит других вопросами, сразу скажу про себя. Мне безусловно люди нерелигиозные, а также язычники-природопоклонники, ближе, чем представители какой бы то ни было религии (кроме христианства, само собой), поскольку эти два типа сознания сидят у меня внутри, как прищученные, но не вполне сдавшиеся alter ego… Однако общаться мне интереснее и, думаю, поучительнее как раз с представителями других вер – всегда любопытно посмотреть на мир в другой перспективе.
А как у вас?




  • 1
У меня нет такой основной границы. Более того, мне не сильно понятно такое деление людей.

Да, мне тоже не близко такое деление.

Трансконфессиональные - принципиальные монотеисты и отсюда не позволяющие себе даже традиционной религиозности, как ещё одной формы "ереси отделённости".

Но не позволять - это уже отделяться.

Кроме природопоклонников все близкие. Но монотеисты ближе, а "люди Книги" еще ближе.

Вы - стопроцентно правильной ориентации! :)

мне ближе всего (если не считать братьев-христиан) думающие атеисты

Ага, понятно. Спасибо.

1. Рассказывал духовник в 1-й половине 80-х. Ювелир поехал в гости к деду в Среднюю Азию. Ему предложили купит камни, он навыбирал на тыщи брежневских рублей, но 5000 ему не хватило. Он попросил деда-мусульманина поверить на слово, что пришлет деньги из Москвы. Тот поверил. Тогда внук спрашивает: Дед, а почему ты мне веришь? Ты же видишь меня 2-й раз в жизни. Дед улыбнулся, ткнул внука в нательный крест под рубашкой и вышел из комнаты.

2. Я ехал в на электричке Москва-Тверь по делам катакомбной общины, купив билет на платформе с рук. Билет оказался поддельным, меня оштрафовали. Напротив меня сидела весьма дородная дама-мусульманка, она улыбнулась и сказала, что раз, я что-то потерял, то и приобретение последует. Она явно хотела упомянуть Бога, но не была на 100% уверена, я тоже не стал расшифровываться, и мы мило и уважительно пообщались, чувствуя друг в друге родственные души.

3. В очереди в немецкое посольство в 89-ом я что-то расслабился, почувствовав запах свободы, и когда мужик, с к-м мы в очереди познакомились, спросил меня о цели поездки, я не стал врать, но сказал, что еду в монастырь. Мужик рек: ну, здравствуй, брат, я чувствовал что-то такое. Оказалось - незарегистрированный баптист, к-й ехал к собратьям за новым типографским станком. Один у него ужк стоял дома, и он, желая сделать мне приятное, размножил открытки Царской Семьи. Рассказывал, когда его гбисты спросили о его отношении к оружию, он честно признался, что это, смотря на кого направить. ГБ-исты похвалили его за честность.

4. До сих пор помню случай из середины 90-х. Поехал на Черкизон купить себе по сходной цене "адидасовский" костюм. Идя по рынку, почувствовал цепкий взгляд молодого индуса. Меня тогда многие за попа принимали. Видимо, и тот что-то такое свое понял.

Да... хорошие рассказы, спасибо. Как все переплетается, единой логикой и не охватишь.

Я могу понять человека, который умом понимает все, что надо понимать, но живой веры не имеет. Это состояние всем знакомо. Что касается принципиальных атеистов, то они похожи на людей, лишенных музыкального слуха, не понимающих, зачем люди ходят в филармонию, и подозревающих всех причастных к музыке в тотальном заговоре для выгоды жирных пианистов на "мерседесах". Воинствующих атеистов не понимаю и боюсь, это плохие люди.
Что касается иных религий, то о каких-то экзотических и маргинальных мало знаю, но если говорить об основных и всем известных, то верующий мне всяко ближе, милее и понятнее атеиста. Кроме того, я думаю, что такие люди могут быть настоящими христианами, об этом не подозревая. (То же относится к не имеющим веры).

Спасибо. Но в суждении об атеистах мы расходимся. "Воинствующих" в смысле 20-х годов не встречал, а с неуклонными имел, да и сейчас имею дело. Никак не могу счесть плохими людьми.

Обычно я схожусь с людьми по совсем другим причинам, но нерелигиозные люди мне зачастую гораздо ближе религиозных хотя бы потому, что они открыты сомнению и лишены тех черт, из-за которых о. Александр Шмеман назвал религию "страшным словом" :)

Спасибо. Ну что ж, зачастую это и у меня так.

С каждым можно найти что-нибудь близкое, но стараюсь избегать "бойцов идеологического фронта". Как только попадается католик, православный, иудей, протестант, мусульманин... да кто угодно, "впаривающий" нечто априорно верное, - молчу, и при первой возможности убегаю.:)

Это и на отцов Церкви распространяется? Уж они-то будь здоров впаривают!

люди верующие (искренне) в Бога всегда ближе,
у них есть дополнительное измерение в душе

которого нет у атеистов
которые, как бы не были честны и умны -
несут на себе некую печать ограниченности

но это схема, конечно


Edited at 2012-12-10 09:44 pm (UTC)

Спасибо! Про измерение в душе, по-моему, в точку.

  • 1