gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

подвиг "наименьшего зла"

Наткнулись в диалоге с Тугодумом на точку непримиримого расхождения. Речь идет о ситуациях так называемого (неточно, по-моему) «наименьшего зла». Об их моральном и религиозном смысле.
Это значит вот что. Человеку приходится действовать в ситуации, где все варианты возможных его действий (включая бездействие) приводят к печальным последствиям, которых он в других ситуациях постарался бы избежать – страданиям или даже смерти людей. Он выбирает тот вариант, который по всем значимым для него критериям эти печальные последствия минимизирует – и действует, принимая на себя ответственность за последствия. Предполагается, что он сделал все, что мог, в том числе и для того, чтобы исключить ошибку в выборе варианта. Классический пример: солдат, убивающий врага, или военачальник, посылающий солдат и убивать, и умирать, т.е. ответственный дважды.
Как толкует эту ситуацию Тугодум? Он утверждает, что зло есть зло, даже если оно неизбежно и необходимо. Это – наименьшее зло. Бог, утверждает он, его попускает.
Попытался я разобраться в том, что значит «попущение Божье» (см., например, здесь). Там много тонкостей, которые вроде бы не нужны для понимания этой ситуации. Слово «попущение» (греч. ¢fhmi) значит «разрешать», «отпускать», «пренебрегать» и «прощать», если ограничиться основными значениями. По Тугодуму, как ясно из контекста, Бог как бы не препятствует «наименьшему злу» и не карает за него; это вроде как «простительное» зло, по слабости человеческой совершаемое.
Категорически не согласен! Если человек должен действовать в ситуации и действует наилучшим из возможных образом, то, как бы ни тяжелы были последствия, он не совершает зла. Я писал Тугодуму и повторю здесь, что никакое это не попущение, а исполнение воли Божьей, можно даже сказать: подвиг, если только не связывать здесь с этим словом радость и удовлетворение, неуместные при виде причиненных страданий. Попущение здесь имеет место, но в отношении ситуации, в которой не оставлено действующему выбора, кроме как добиться должного ценой страданий. В отношении самого действия исполнение долга, который для верующего есть Божья воля – в меру его способности ее распознать.
Tags: Бог, долг, зло, подвиг, страдание
Subscribe

  • о стихе Вагинова

    Договорились с двадцатилетней дочерью моего друга, что буду посылать ей время от времени стихи и будем делиться впечатлениями. Естественно и…

  • К.Г.Юнг о математике

    "... математики я просто боялся. Учитель делал вид, что алгебра - вполне обычная вещь, которую следует принимать как нечто само собой…

  • язык - как дом чужого бытия

    Англоамериканцы, оказалось, переводят кантовский и гегелевскиий Verstand как understanding. Я знаю, что это субстантив от verstehen. Но как же…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments

  • о стихе Вагинова

    Договорились с двадцатилетней дочерью моего друга, что буду посылать ей время от времени стихи и будем делиться впечатлениями. Естественно и…

  • К.Г.Юнг о математике

    "... математики я просто боялся. Учитель делал вид, что алгебра - вполне обычная вещь, которую следует принимать как нечто само собой…

  • язык - как дом чужого бытия

    Англоамериканцы, оказалось, переводят кантовский и гегелевскиий Verstand как understanding. Я знаю, что это субстантив от verstehen. Но как же…