gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

цель определяет средства

Согласившись с tugodum, что обсуждать конкретную историческую ситуацию и судить о поведении в ней человека – дело трудное (слишком многое должно быть принято во внимание, не всегда доступное познанию), мы решили обсудить принципы. В одной из своих реплик tugodum написал: «для меня же сам принцип "цель оправдывает средства" нравственно порочен (хотя и безупречен логически)». Вот это я и хочу обсудить.

Несколько тезисов:
1. Этот принцип не только не «безупречен логически», но он, как и его отрицание, заключает в себе логическую ошибку. По самому смыслу категориальной оппозиции «цель – средства» выносить моральное суждение (применять критерии добра и зла) можно только относительно цели. Для оценки средства есть только один критерий – ведет ли оно к достижению цели.
Мне скажут: как же так? Бывает же добрая или нейтральная цель, которую достигают порочными средствами. Я утверждаю, что в таких случаях имеет место искаженное, злонамеренно или по неведению, представление о цели. Цель действий – это желаемое состояние действительности, которого мы хотим достичь этими действиями. Верное видение цели всегда целостно и не оставляет места дурным следствиям применения средств; если такие следствия наступают, то, значит, нужно уточнить цель, раздвинуть ее рамки.
Примеров не привожу, по-моему, и так ясно.
2. Практический вывод: нельзя судить о моральности «средств», апеллируя к универсальным, на все века и все случаи жизни подобранным правилам (они не для этого). Конкретные оценки действий как добрых или злых всегда ситуативны. Конкретный исторический пример (специально для христиан): насильственное, по приказу сверху крещение Руси было несомненным благом, насильственное крещение взрослого человека сейчас – очевидное зло.
3. Как возникают ситуации, в которых следование благим целям (в число которых приходится включить решение задач, которые решать необходимо, кровь из носу – своего или чужого) приводит к очевидно дурным результатам - страданиям, смертям и т.д. Я знаю две возможных причины: то, чего действующий не может предвидеть (но вынужден идти на риск), и то, что не в его силах предотвратить (но на что он идет ради более важного). Оба этих случая являются трагическими в точном смысле слова "трагедия": ситуация, из которой нет "хорошего", не горестного выхода.
4. Применять этих принципы к конкретным, повседневным или историческим, ситуациям бывает очень трудно, иногда невозможно. Но без них вообще нельзя ничего понять и ни о чем судить.

Tags: добро и зло, жизнь, цель, цельность
Subscribe

  • Времена и нравы

    Ушла от нас только что Танина ученица-семиклассница. Отправилась с подружкой петь в переходе. Смеемся все трое, пока она стоит на пороге:…

  • Самарканд 6: дети, языки и буквы, Ислам Каримов

    Водитель, везший нас из Бухары в Шахрисабз, довольно захохотал на моё «Хорошо рожаете». Другой, правда, сообщил, что раньше по шесть было, а сейчас…

  • С кем обняться?

    Таня ставит с детьми милую детскую оперу «Адам и Ева» (Сергея Плешака). Первочеловеки — четвертый класс. Третьеклассники исполняют роли зверей,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments

  • Времена и нравы

    Ушла от нас только что Танина ученица-семиклассница. Отправилась с подружкой петь в переходе. Смеемся все трое, пока она стоит на пороге:…

  • Самарканд 6: дети, языки и буквы, Ислам Каримов

    Водитель, везший нас из Бухары в Шахрисабз, довольно захохотал на моё «Хорошо рожаете». Другой, правда, сообщил, что раньше по шесть было, а сейчас…

  • С кем обняться?

    Таня ставит с детьми милую детскую оперу «Адам и Ева» (Сергея Плешака). Первочеловеки — четвертый класс. Третьеклассники исполняют роли зверей,…