Top.Mail.Ru
? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
"метод" Шмемана
старый гляжу
gignomai
Вот выписываю почти без отбора, это чуть ли не на каждой странице дневника о.Александра.

29 января 1973
… Соединение, всегда меня самого удивляющее, какой-то глубочайшей очевидности той реальности, без которой я не мог бы дня прожить, со все растущим отвращением к этим безостановочным разговорам и спорам о религии, к этим легким убеждениям, к этой благочестивой эмоциональности и уж, конечно, к «церковности» в смысле всех маленьких, ничтожных интересов... Реальность; еще вчера ее ощутил — идя в церковь к обедне, рано утром, в пустыне зимних деревьев, и затем этот час в пустой церкви, до обедни. Всегда то же ощущение: времени, наполненного вечностью, полноты, тайной радости. Мысль, что Церковь только для того и нужна во всей своей «эмпирии», чтоб этот опыт был, жил. Так, где она перестает быть символом, таинством, она ужас, карикатура.

9 марта 1973
Страшная ошибка современного человека: отождествление жизни с действием, мыслью и т.д. и уже почти полная неспособность жить, то есть ощущать, воспринимать, «жить» жизнь как безостановочный дар. Идти на вокзал под мелким, уже весенним дождем, видеть, ощущать, осознавать передвижение солнечного луча по стене — это не только «тоже» событие, это и есть сама реальность жизни. Не условие для действия и для мысли, не их безразличный фон, а то, в сущности, ради чего (чтобы оно было, ощущалось, «жилось») и стоит действовать и мыслить. И это так потому, что только в этом дает нам Себя ощутить и Бог, а не в действии и не в мысли. И вот почему прав Julien Green: «Tout est ailleurs» [все – иное], «II n’y a de vrai que le balancement des branches mis dans le ciel» [Правда только в качании веток на фоне неба] и т.д. То же самое и в общении. Оно не в разговорах, обсуждениях. Чем глубже общение и радость от него, тем меньше зависит оно от слов. Наоборот, тогда почти боишься слов, они нарушат общение, прекратят радость. Это я с особой силой почувствовал в тот новогодний, декабрьский вечер, когда в Париже сидел в мансарде Адамовича. Все говорят, что он предпочитал говорить о пустяках. Верно. Но не потому, что не о чем было говорить, а потому, что таким явным было именно общение. Отсюда моя нелюбовь к «глубоким» и, в особенности, «духовным» беседам. Разговаривал ли Христос со Своими Двенадцатью, идя по галилейским дорогам? Разрешал ли их «проблемы» и «трудности»? Между тем все христианство есть, в последнем счете, продолжение этого общения, его реальность, радость и действенность. «Добро нам зде быти». Вот таким «добро» был и тот вечер с Адамовичем, да и все, что по-настоящему запомнилось, осталось от жизни как «добро» и радость: ужины и вечера вдвоем у Вейдле в Париже, еще раньше корпусные дружбы. Своеобразная «уникальность», например, Репнина в моей жизни. Нам решительно не о чем разговаривать, и мне всегда так хорошо с ним, хотя вне этих почти мимолетных встреч в Париже, раз в год, я почти не вспоминаю о нем. Брат Андрей: мы трех «серьезных» слов не сказали друг другу за последние двадцать лет, но встречи и общение с ним одна из главных, реальнейших радостей моей (и, я знаю, его) жизни, бесспорное, очевидное «добро». И наоборот, там, где в центре как содержание общения — действия, события и мысль, там не выходит и общения. А вот с К.Ф. выходит! Действительно, «il n'y a de vrai...». Слова же должны вынашиваться не в разговорах (где они так часто — чеки без покрытия), а на глубине, вот в этом самом опыте tout est ailleurs, как, в сущности, свидетельство о нем. Тогда они звучат, сами становятся даром, таинством. … Удивительный, совершенно весенний день! Почти жарко. Весь день дома за столом. Счастье.

2 апреля 1973
Смиренное начало весны. Дождливое воскресенье. Тишина, пустота этих маленьких городков. Радость подспудной жизни всего того, что за делами, за активизмом, того, что сам субстрат жизни. И поздно вечером снова тьма, дождь, огни, освещенные окна... Если не чувствовать этого, что могут значить слова: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим...»? А это суть религии, и если ее нет, то начинается страшная подмена. Кто выдумал (а мы теперь в этом живем), что религия — это разрешение проблем, это — ответы... Это всегда — переход в другое измерение и, следовательно, не разрешение, а снятие проблем. Проблемы — тоже от диавола. Боже мой, как он набил своей пошлостью и суетой религию, и она сама стала «проблемой религии в современном мире», все слова, не имеющие ни малейшего отношения к субстрату жизни, к голым рядам яблонь под дождливым весенним небом, к страшной реальности души во всем этом.

13 апреля 1973
Я многое могу, сделав усилие памяти, вспомнить; могу восстановить последовательные периоды и т.д. Но интересно было бы знать, почему некоторые вещи (дни, минуты и т.д.) я не вспоминаю, а помню, как если бы они сами жили во мне. При этом важно то, что обычно это как раз не «замечательные» события и даже вообще не события, а именно какие-то мгновения, впечатления. Они стали как бы самой тканью сознания, постоянной частью моего «я».
Я убежден, что это, на глубине, те откровения («эпифании»), те прикосновения, явления иного, которые затем и определяют изнутри «мироощущение». Потом узнаешь, что в эти минуты была дана некая абсолютная радость. Радость ни о чем, радость оттуда, радость Божьего присутствия и прикосновения к душе. И опыт этого прикосновения, этой радости (которую, действительно, «никто не отнимет от нас», потому что она стала самой глубиной души) потом определяет ход, направление мысли, отношение к жизни и т.д. Например, та Великая суббота, когда перед тем, как идти в церковь, я вышел на балкон и проезжающий внизу автомобиль ослепляюще сверкнул стеклом, в которое ударило солнце. Все, что я всегда ощущал и узнавал в Великой Субботе, а через нее — в самой сущности христианства, все, что пытался писать об этом, — в сущности всегда внутренняя потребность передать и себе, и другим то, что вспыхнуло, озарило, явилось в то мгновенье. Говоря о вечности, говоришь об этом. Вечность — не уничтожение времени, а его абсолютная собранность, цельность, восстановление. Вечная жизнь — это не то, что начинается после временной жизни, а вечное присутствие всего в целостности. «Анамнезис»: все христианство — это благодатная память, реально побеждающая раздробленность времени, опыт вечности сейчас и здесь. Поэтому все религии, всякая духовность, направленные на уничтожение времени, суть лжерелигии и лжедуховность. «Будьте, как дети» — это и означает «будьте открыты вечности». Вся трагедия, вся скука, все уродство жизни в том, что нужно быть «взрослым», от необходимости попирать «детство» в себе. Взрослая религия — не религия, и точка, а мы ее насаждаем, обсуждаем и потому все время извращаем. «Вы уже не дети — будьте серьезны!». Но только детство — серьезно. …

12 октября 1973
Богословы связали свою судьбу — изнутри — с «ученостью». А им гораздо более по пути с поэтами, с искусством. И потому богословие стало пресной академической забавой, не нужной никому ни в Церкви, ни вне ее. Только вот поэзия, подлинная, трудна, а «ученость» бесконечно легка — «.. .автор хорошо усвоил литературу предмета...». Современный богослов в религии приблизительно то же самое, что «литературовед» в искусстве: какой точно нужде они отвечают? …

С тем большим вниманием вчитываюсь в эти "методологемы", что они прямо против того, как живу и мыслю я сам. У него еще и постоянные выпады против увлечения византинизмом, патристикой, т.е. тем, где я надеюсь найти ответы на важные для меня вопросы, помощь в решении (простите о. Александр!) проблем. Мне и открытия Шмемана, его суждения, вызывающие у меня заинтересованный отклик, хочется перевести на привычный мне язык, проблематизировать...
Что значит это различие? Каждому свое - или я глубоко заблуждаюсь?



  • 1
не каждому свое, а очень много факторов, и у вас многие из них разные, поэтому каждый для себя прав, я так думаю. например, вы не священник.

Так Вы и говорите: "каждому свое" (в зависимости от "факторов"). Но мне кажется, дело не совсем, не только в этом. И, во всяком случае, не это мне важно. Важно то, что возможны разные жизненные стратегии, и я не знаю, то ли они равноценны и "каждому свое", то ли все-таки одна из них выше, вернее. О. Александр не одинок. Мой друг А.Соболев в каждой из своих публикаций последних лет (не говоря уже о наших беседах) твердит, что философия - это, по сути своей, поэзия, что научная философия - это оскорбление философии. Я чувствую здесь глубокую проблему, трудность, которую нужно как-то продумать и пережить.

Ну все читают Шмемана. И я, пожалуй, тоже начну.

Обязательно почитайте. Редкий по искренности и глубине мыслечувствия документ.

Как вариант: может быть он уже насытился патристики, исчерпал уже её всю, насколько мог для себя исчерпать. Если и в самом деле так, то эта его "критика" изучения патристики не есть собственно критика, а есть лишь описание своего личного текущего отношения к ней. Сомневаюсь что он согласился бы с тезисом что де патристику изучать вообще не надо, де один вред от неё.

Ещё вариант: он видит вокруг себя погрязших в мыслях людей, оторвавшихся от непосредственного чувства, переживания присутствия Бога. Естественно, что такое положение дел рождает в нём отторжение его, потребность противостоять ему. Что он и делает. До некоторой степени таким образом: "не перегнёшь - не выпрямишь". И плюс к этому, вполне возможно, что и сам он был в этом (отрыве от непосредственного чувства) грешен до какого-то времени. Т.е. это ещё есть и возражение (исправление и радость новой находки) самому себе.

Вы, по-моему, психологизируете позицию о.А. А мне важна здесь принципиальная оппозиция подходов. Я уже писал об этом и, видимо, буду возвращаться, поскольку эта тема, "методология мыслежизни", не только мыследеятельности, но и, как говорил, Ин.Анненский, мыслестрадания, мне представляется центральной. Вот ведь и Вы задумались о том, не отойти ли от чистого размышления в сторону мысли, связанной с глубинными переживаниями...

А я совершенно не понимаю, зачем противопоставлять непосредственное переживание - рефлексии, осмыслению, теоретизированию. По-моему, одно без другого просто теряет ценность. Для чего нужно детское переживание минуты, как не для того, чтобы его осмыслить? - и животные чувствуют, а нам разум дан. И кому нужно вечное теоретизирование без умения просто вздохнуть и поблагодарить Бога за цветок, птичку, ясный зимний день?
Нет, ну понятно, человеку надоели ученые разговоры, запах ладана, мерцание свечей, общение с коллегами-священниками, он это чувство описал в дневнике. Выводов никаких из этого не следует, кроме того, что вот, о. А. в такой-то день испытал такое-то чувство. А у нас свои чувства, совсем, может быть, другие.

Может быть, и не нужно противопоставлять (я тоже к этому склоняюсь), но о. Александр все-таки противопоставляет. Я же немного выписал, а у него на каждой странице: сколько можно болтать, посмотрите, какое небо над головой!

....все христианство — это благодатная память, реально побеждающая раздробленность времени, опыт вечности сейчас....

Умеет же человек сказать.
Немного вобщем, можно принять из сказанноге у него. Впрочем для дневника - это нормально.
Дневник - место преходящих мыслей. И излагает он их очень ясно.

Кажется - мысль в том что "мироощущение определяется" только через "прикоснования к душе",
через "аппарат эмоционационального принятия", через критерий радостности принятия.....
Об этом и "будьте как дети", и о "радости подспудной жизни всего " ....

Естественно, рацио "учености" противоположна такому восприятию и снижает его ....


Для меня суть в том, что как-то эти правды согласуются, примиряются. И надо бы уяснить как.

*Каждому свое - или я глубоко заблуждаюсь?
Ни - то, ни - то.
Заблуждался прот. А. Шмеман.

Вот я в этом все-таки не уверен, что совсем заблуждался. Что-то есть в этом такое, что необходимо - не исключая и другого.

а Розанова Вы как воспринимаете?
спорить с ним не пытаетесь, надеюсь? :>)
Шмеман в той же традиции.
только Розанов жил так "во весь рост".
а Шмеман интимно оттягивался.... в Labelle....


Ну, Шмемана попрекать Лабелью, я думаю, несправедливо. Он туда напахавшись отъезжал...
Что касается Розанова, то с ним, правда, не спорю, спорю со своим другом-"розановцем", который возводит такой образ мысли-жизни в императив для философа и богослова. Но дело, конечно, не в споре с другими, а в "споре" внутри себя.

  • 1