gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Читаю Хайдеггера 8: кто виноват, что мы не мыслим?

Все же утверждение, что мы еще не мыслим, кажется дерзким. Однако оно звучит иначе. Оно говорит: более всего требующее осмысления проявляется в наше требующее осмыс­ления время в том, что мы все еще не мыслим. В этом утвер­ждении указывается, что более всего требующее осмысления проявляет себя. Это утверждение ни в коем случае не догова­ривается до того, что видит повсюду лишь господство бездум­ности. Утверждение, что мы еще не мыслим, не хочет и заклей­мить какое-то упущение. Требующее осмысления – это то, что дает мыслить. Оно зовет нас, чтобы мы к нему повернулись, а именно – мысля. Требующее осмысления ни в коем случае не создается нами. Оно ни в коем случае не основано на том, что мы его представляем. Требующее осмысления дает — оно дает нам мыслить. Оно дает нам то, что имеет в себе. Оно имеет то, что есть оно само. То, что более всего из себя самого дает нам мыслить, более всего требующее осмысления, должно проявлять себя в том, что мы все еще не мыслим. Что же теперь говорит нам это? Оно говорит: мы еще не попали намеренно в сферу того, что исконно может мыслиться прежде всего остального и для всего остального. Почему же мы туда еще не попали? Быть может, потому, что мы, люди, еще недостаточно повернулись к тому, что по-прежнему требует осмысления? Тогда то, что мы еще не мыслим, было бы только упущением со стороны людей. Тогда нужно было бы устранить этот недоста­ток применением к человеку надлежащих мер.
То, что мы все еще не мыслим, никоим образом не обуслов­лено лишь тем, что человек недостаточно повернулся к тому, что может мыслиться от него самого. То, что мы все еще не мыслим, скорее идет от того, что то, что должно осмысляться, само отвернулось от человека, более того, уже давно отвернув­шись, сохраняет это положение
. Пер. А.С.Солодовниковой.



Мне здесь пришлось изменить способ работы. Дело в том, что с этого места краткий вариант WHD (радиовыступления) сильно расходится с полным курсом лекций, а немецкий текст в Сети нашелся только для полного. (Правда, в поисках краткого немецкого текста я набрел на аудиозапись выступления по радио (http://www.youtube.com/watch?v=5gducJTI7ng), но со слуха не схватываю. Поэтому – без сравнения с оригиналом.
Тут, по-моему, интереснее всего вот этот отказ возложить вину на человека, что он не мыслит, хотя этот ход напрашивается. И, скажем, основная мысль американской статьи (Herman E. Stark. A Thematic Unity for Heidegger's Was Heisst Denken?), выловленной мною в Сети, та, что главное для мышления – по Х. – это мыслить о том, что достойно мышления. Так и есть, но если бы все сводилось к этому, то ситуацию можно было рассматривать как наше упущение (нашел в немецком: lediglich eine Säumnis, eine Verzögerung im Denken oder, wenn es hoch kommt, ein Versäumnis von seiten des Menschen – исключительно запаздывание человека, его промедление в мышлении или даже его упущение). Но Х. утверждает иное: дело не в том, что человек недостаточно внимателен к достойному мышления, не обращен к нему, а в том, что das Bedenklichste само отвернулось от человека, более того, уже давно отвернув­шись, сохраняет это положение.



Tags: Хайдеггер, книги, мышление
Subscribe

  • Дошло

    Наконец-то (при чтении куска о Декарте в "Истории логики" Попова) до меня дошел подлинный смысл cogito ergo sum. Это не силлогизм: все, кто…

  • (no subject)

    Адама Смита в детстве украли цыгане. Но быстро нашли. А не нашли бы? Среди прочего Дж. Арриги не написал бы книгу "Адам Смит в Пекине", в…

  • опрятность мысли

    Странноватый образ в прососонье привиделся. Будто где-то в недрах души есть купель с родником. И что всякой мысли надлежит в оной купели омыться,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments