gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Еще одна книга, большие фрагменты которой появились в Библиотеке нашего сайта – «Мыследеятельность», курс лекций Ю.В.Громыко, прочитанный для учащихся старших классов с 1992 по 2002 год.
Курс состоит из трех разделов, отраженных соответственно в трех книгах: 1) «Введение в теорию мышления и деятельности» — философско-исторический подход к проблеме мышления; 2) «Введение в методологию» — методологический подход и 3) «Онтологии нового времени» — концептуальное развитие и применение на практике системомыследеятельностного подхода.



Первая книга представляет собой исследование зарождения и развития учения о мышлении. Она состоит из двух частей: 1. «Основы категориального анализа» и 2. «Учение о понятии. Основы понятийного анализа». В первой части дается представление об основных философских категориях, начиная от Платона и Аристотеля до Гегеля, и от него до наших дней. Показаны способы категориального анализа текстов на примере текстов школьных учебников. Во второй части развернуты представление о понятиях, взаимодействии понятий и категорий в процессе мышления, а также некоторые приемы понятийно-категориального анализа на примерах В.В. Давыдова и Г.П Щедровицкого. Автор намечает линии дальнейшего развития системомыследеятельностного подхода.
На сайт выложена целиком первая часть. Вот ее оглавление:

Часть первая ОСНОВЫ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Лекция 1, НАУКА И МЫШЛЕНИЕ: ВОЗМОЖНО ЛИ ОБУЧАТЬ МЫШЛЕНИЮ
Лекция 2. РОЛЬ КАТЕГОРИЙ В ПРОЦЕССЕ МЫШЛЕНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 3. УЧЕНИЕ О ФОРМЕ МЫШЛЕНИЯ У ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
Лекция 4. ФОРМА МЫШЛЕНИЯ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Лекция 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КАТЕГОРИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ ТЕКСТА
Лекция 6. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА УЧЕБНИКА
Лекция 7.РЕФЛЕКСИЯ В КАТЕГОРИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ ТЕКСТА. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
Лекция 8. СХЕМА И МЕТОД В РЕФЛЕКСИИ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ
Лекция 9. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Вторая книга представляет собой проблемное изложение основ СМД- подхода в методологии. Она состоит из трех частей: 1. Методология деятельности, 2. Методология мышления и 3. Проблемы системомыследеятельностной (СМД) методологии. В первой части дается представление о том, что такое методология, развертывается понятие деятельности как предельной онтологии, показано отличие рефлексии в методологии от рефлексии в мышлении, приведен пример системно- структурного анализа процесса деятельности. Всѐ это как бы замкнуто на особенностях учебной деятельности. Во второй части развернуты представления о методологическом мышлении как общественном и независимом пути к развитию человечества. Дается понятие метода. Показаны соотношение знания, мышления и искусства, при этом особое внимание уделено проблеме знаков (семиотике) в мышлении. Автор показывает отличие мышления от теории мышления и развертывает схему методологического мышления, которое он считает особой способностью в отличие от процессов понимания и думания. Показаны соотношение мышления и моделей познания, а также связь мышления с культурой как основой деятельности. В третьей части развернуты основные проблемы СМД-методологии: понятие методологической ситуации, ее структуры; роль категориальных форм и категорий; переход от категорий к подходу как основа развития методологии; развитие системы практик с позиции СМД-подхода. Показаны принципы организации методологической работы в системе Г.П. Щедровицкого. На сайте выложена первая часть. Ее оглавление:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МЕТОДОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ. КАКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ НАМ НУЖНЫ 
Лекция 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДЕЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ
Лекция 3. РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОЦЕСС РАЗВЕРТЫВАНИЯ САМИХ СТРУКТУР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 4. РАЗЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ РЕФЛЕКСИИ. РЕФЛЕКСИЯ КАК ТВОРЧЕСТВО
Лекция 5. АНАЛИЗ РЕФЛЕКСИВНЫХ РАНГОВ. ПОНИМАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
Лекция 6. СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 7. СХЕМА МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ


Третья книга представляет собой методологическое исследование зарождения и развития научного мировоззрения на примерах деятельности мыслителей Нового времени — Н. Кузанского, Галилея, Декарта, Лейбница, Канта и Фихте. Характеристика взглядов этих философов проходит как бы сквозь призму четырех плоскостей мыследеятельностного подхода, что соответствует метапредметам «Знание», «Знак», «Проблема» и «Задача». Книга состоит из трех частей: 1. «Особенности онтологического мышления. Понятие методологической культуры» 2. «Методология формирования онтологии на примере схем и моделей различных научных дисциплин» и 3. «Мыследеятельность как объективная реальность. Бесконечность научного познания мира». В первой части дается представление онтологии как системы мышления и познания действительности; рассматривается роль личности и самосознания ученого-исследователя в процессе познания. Показано влияние религиозных форм сознания на формирование научных взглядов (Н. Кузанский). Во второй части развернуты представления о принципиальных схемах и моделях мышления, стоящих за различными научными дисциплинами (физика, математика, атомистика, астрономия и др.), на примерах взглядов Галилея. В третьей части показаны структура и развертывание представления о понятии и иерархии понятий у таких философов, как Декарт, Лейбниц, Кант и Фихте. Раскрыта сущность учения Декарта о методе и деятельности в процессе мышления; показаны два основных типа мышления — дискурсивная дедукция и интуиция, его понятие интеллекта. Развернуты взгляды Лейбница на мироздание, показаны его рационализм и вера в бесконечность познания мира и научного поиска истины.
И из этой книги на сайте – первая часть. Ее оглавление:
Часть первая. ОСОБЕННОСТИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Лекция 1. ЧТО ТАКОЕ ОНТОЛОГИЯ? ПОЧЕМУ ОНА ТАК ВАЖНА В ПРОЦЕССАХ МЫШЛЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ МИРА
Лекция 2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ И СОЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. НАУКА КАК ФОРМА МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция 3. ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ПРИРОДУ. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Лекция 4. РЕФЛЕКСИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО. ТРИ ПЛОСКОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Лекция 5. ОСОБЕННОСТИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. УМЕНИЕ ВИДЕТЬ В МЫСЛИ ЛОГИЧЕСКУЮ ФОРМУ — ПОКАЗАТЕЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Tags: Громыко Юрий, книги, сайт
Subscribe

  • (no subject)

    Иду по переулку в Гнездо. Навстречу мусульманочка молодая - голова и шея так, знаете, платком укутана. Зырк на меня глазками и кивнула головой. Я…

  • Казань

    Добравшись извилистыми путями из Алатыря через Канаш и Цивильск до Казани - поздним вечером - и остановившись в маленькой гостинице "Алмаз" в самом…

  • Сон-во-сне-во-сне...

    Давно не делился снами и не собирался. Но этот озадачил меня... Не знаю, с какого конца начать, поскольку он как бы надстраивался вширь. Возможно,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments