Много достойных имен, много дела. Очень большое, хотя и трудно определимое влияние на русскую культуру. Очень интересно о мягком, "дружеском" и в целом благотворном влиянии лютеранства - не как конфессии, а как формируемого люеранством душевного склада: "инициатива в области религиозно-нравственного воспитания (не столько формулируемая, сколько ощущаемая на уровне призвания, Beruf) была несравненно тоньше и глубже тривиального прозелитизма: она заключалась в том, что Г.П. Федотов определил как "пересадку на православную почву" не религии, а характерологического типа, сложившегося в Германии под воздействием ("на дрожжах") протестантизма. Эта пересадка, пишет Федотов, представляет собой "довольно сложную задачу. Но она разрешима в порядке не стилизации, а творческого усилия" [6]. Таким коллективным усилием – творческим (это не означает, что непременно сознательным, скорее "коллективно-бессознательным" юнговского типа) – немецкая община придавала высший смысл своему существованию. В ходе русско-немецкого взаимодействия сформировались типы немца, жиущего интересами России, о чем мы в основном и будем говорить, и русского, прошедшего основательную германскую выучку.... К этому типу можно отнести Петра: "первого русского немца", по выражению Герцена – но вместе с тем и воплощение положительных и отрицательных собственно русских черт. К этому же типу можно отнести и М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, В.А. Жуковского, А.Н. Радищева, А.Т. Болотова, А.И. и Н.И. Тургеневых, А.С. Грибоедова (его воспитателями были геттингенцы – И.Ф. Буле, о котором еще будет речь, и Б. Ион), А.М. Горчакова, Вяч.Ив. Иванова и прочих — имя им легион. ...
Складывание русских немцев в особый, не сводимый ни к русским, ни к немцам, этнос проявлялось не только в их самосознании и в начинавшемся формировании своего диалекта, но и в том, что они подчас занимали специфические, нигде кроме России не освоенные ими "экологические ниши", например, хлебопекарное дело".
И вот еще что я хочу процитировать:
"Напомнив об этом полиморфизме "русского немца", поставим теперь не совсем традиционный для отечественной этнокультурологии вопрос: каков более глубокий смысл, какова культурная миссия (говоря о ней как о чем-то объективном, но сопровождаемом и субъективным сознанием) столь масштабного феномена как немецкая диаспора в России? В определенных контекстах, например, в рамках экономико-материалистического подхода к истории, сам вопрос о смысле неправомерен. Поэтому прежде всего надо выяснить, с какой точки зрения имеет смысл говорить о смысле того или иного исторического феномена.
А именно, это точка зрения (назовем ее осмысливающей), которая, прежде всего, признает, что действительность не исчерпывается непосредственно воспринимаемым, но таит в себе нечто большее, раскрываемое в связи с такими категориями, как "целое" и "общезначимое". Далее, это "большее" может быть интерпретировано как начало смысла и содержательности. Наконец, осмысливающая точка зрения на историю должна исходить из возможности и важности прослеживания смысла также и в исторической действительности, с учетом того, что "думает сама о себе" эта действительность в лице образующих ее людей – ведь никто не будет спорить, что они представляют собой главную сторону исторической действительности. Примером осмысливающей точки зрения может служить приведенный выше взгляд Федотова на роль массового "творческого усилия" (в противоположность "стилизации") при переносе немецкого духовно-культурного типа и его ценностей на русскую почву".
Массовое творческое усилие... Возможно ли это сейчас? И возможно ли стране выжить без этого?
Складывание русских немцев в особый, не сводимый ни к русским, ни к немцам, этнос проявлялось не только в их самосознании и в начинавшемся формировании своего диалекта, но и в том, что они подчас занимали специфические, нигде кроме России не освоенные ими "экологические ниши", например, хлебопекарное дело".
И вот еще что я хочу процитировать:
"Напомнив об этом полиморфизме "русского немца", поставим теперь не совсем традиционный для отечественной этнокультурологии вопрос: каков более глубокий смысл, какова культурная миссия (говоря о ней как о чем-то объективном, но сопровождаемом и субъективным сознанием) столь масштабного феномена как немецкая диаспора в России? В определенных контекстах, например, в рамках экономико-материалистического подхода к истории, сам вопрос о смысле неправомерен. Поэтому прежде всего надо выяснить, с какой точки зрения имеет смысл говорить о смысле того или иного исторического феномена.
А именно, это точка зрения (назовем ее осмысливающей), которая, прежде всего, признает, что действительность не исчерпывается непосредственно воспринимаемым, но таит в себе нечто большее, раскрываемое в связи с такими категориями, как "целое" и "общезначимое". Далее, это "большее" может быть интерпретировано как начало смысла и содержательности. Наконец, осмысливающая точка зрения на историю должна исходить из возможности и важности прослеживания смысла также и в исторической действительности, с учетом того, что "думает сама о себе" эта действительность в лице образующих ее людей – ведь никто не будет спорить, что они представляют собой главную сторону исторической действительности. Примером осмысливающей точки зрения может служить приведенный выше взгляд Федотова на роль массового "творческого усилия" (в противоположность "стилизации") при переносе немецкого духовно-культурного типа и его ценностей на русскую почву".
Массовое творческое усилие... Возможно ли это сейчас? И возможно ли стране выжить без этого?