Парадокс авторитаризма заключается вот в чём. Авторитарный режим решает практически любые поставленные перед собой задачи лучше, чем демократический. Но он очень плохо умеет ставить эти самые задачи.
Поэтому автократии, рождённые из демократий, бывают крайне эффективны в самом начале – когда задачи унаследованы от прошлого, а методы уже новые. Всякая неглупая диктатура на первых порах успешна и победительна. Дальше, однако, накапливаются отклонения – общество обременяется новыми проблемами и болеет новыми болезнями, а автократическая верхушка всё борется и борется со старыми. Поэтому всё рано или поздно накрывается медным тазом, ибо выясняется, что заехали не туда. Потому что при такой системе люди наверху живут, под собою не чуя страны, не видя реальности. Увы, искры, освещающие внутреннюю жизнь социума, высекаются только в ходе открытой публичной борьбы за власть. Именно поэтому приходится терпеть политический футболизм и устраивать всю эту комедию с выборами, кандидатами и прочей фигнёй.
Есть, впрочем, и другой метод – чтобы осветить дом, его можно поджечь. То есть испытать общество на прочность катастрофой. Скажем, большой войной. В своё время Великая Отечественная спасла авторитарный Советский Союз, вынудив его руководство считаться с реальностью. Правда, заплатил за просвещение начальства русский народ, заплатил жизнями миллионов, но когда русских жалели? В конце концов, «можно и так», ежели смотреть на дело технически.
Теперь - вопрос. Если России в ближайшее время приуготованы какие-то новые бедствия, то без реальной демократии можно и обойтись. И в таком случае действия Путина не лишены смысла и логики. Может, он знает чего?