Top.Mail.Ru
? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
Разбираюсь с Фихте
просыпаюсь лицо
gignomai
Можно подвести промежуточный итог попытки разобраться с Фихте. Мой наставник сильно помог, обратив меня к маленькому тексту «Опыт нового изложения наукоучения» (1797, через три года после не дающейся мне «Основы» и за 4 года до «Ясного как солнце изложения», на котором я тоже сломался (здесь и рядом). Шедевр -  читая, смеялся от удовольствия.
Теперь по существу (набрасываю для памяти и дальнейшего продумывания).
1. Сначала про закон тождества, это не «из», а в связи с Фихте. Закон тождества (А = А) осмыслен как утверждение постоянства, неизменности во времени. Время при этом не входит в число характеристик А; если его включить, то закон становится бессодержательным.
Как универсальный закон он утверждался Парменидом, который говорил о вечности, в которой нечему меняться; только за нею признавалось бытие.
В нашем мире прав Гераклит: все меняется.
И тогда смысл «закона» тождества – выделение сущности, освобождение ее от случайного (Платон).
2. Фихте утверждает самотождество Я, тождество, неразделимость Я мыслящего (субъекта) и Я мыслимого (объекта) – как условие мыслимости самоочевидного: нашей способности осуществлять наше мыслительное действие, полагание, направлять сознание на объект, в том числе на себя самого. Утверждение Я = Я имеет 2 с половиной смысла:
1) Эпистемологический – опознание (идентификация) себя в изменении; это опознание в содержательной конкретизации разворачивается в рефлексию;
1а) Психологический – то же в самоощущении;
2) Проектный и мыследеятельный – самополагание, самоопределение, шаг самотворения и саморазвития. Самоопределение всегда в ситуации, но ее границы могут раздвигаться до космических и до отношений с Богом.




  • 1
Мне, кстати, кажется, что закон тождества особо важной самостоятельной роли у Фихте не играет и нужен только как одна из возможных стартовых точек, из которых можно выйти к самотождеству Я. Нечто подобное он говорит сам, когда пишет, что нужно начать с чего-то несомненного, с чем никто не будет спорить, например с Я=Я. А дальше аргументируется, что условием возможности закона тождества является самотождество (это аргумент по типу кантовских в 1-ой "Критике", от принимаемого всеми факта сознания к условиям возможности этого факта).

Вот переход от 1-го закона (самотождества) ко 2-ому ("Я постулирует не-Я") мне далеко не вполне понятен.

А «Опыт нового изложения» - это небольшая первая (и единственная) глава вместе с 2-мя введениями? Я просто не знаю, как это все издано по-русски.
Есть еще "Wissenschaftslehre Nova Methodo"? это курс лекций, по которым Фихте и начинал писать «Опыт нового изложения»; есть на английском.

Вот здесь: http://www.srph.ru/library/%D0%A4%D0%B8%D1%85%D1%82%D0%B5/%D0%A1%D0%BE%D1%87_%D0%B2_2_%D1%82/%D0%A2_1/TEXT7.TXT (да, первая и единственная). Она в двухтомнике опубликована по-русски.
А до "не-Я" я еще не добрался :)

Ясно; еще два введения к этой главе очень ясно написаны.

  • 1