"Как правило, известные нам восточные мистические практики - индийские, японские и даже православный исихазм - это техники "транквилизации" сознания. На нас действует очень много внешних раздражителей, от них надо как можно больше абстрагироваться, чтобы достичь покоя. Исихазм и означает "покой, тишина". То же самое мы наблюдаем в исламе: зикр и музыкка дервишей носит циклический характер, чтобы в итоге привести к успокоению сознания. В "пророческой" кабале внутренний механизм - обратный. Ее цель - не сосредоточение сознания на одной точке, на одном слове или на одной короткой формуле, а комбинаторика букв в сотнях сочетаний, которые ежесекундно меняются. Речь идет о гиперактивности сознания, приводящей к преодолению обыденного сознания. Музыка становится одним из элементов, вызывающих невероятную перегрузку сознания у того, кто должен одновременно созерцать все эти операции.
Я убежден, что любая мистика развивает и усиливает характерные особенности соответствующей религии. Соответственно, еврейская мистика - это усиление центрального элемента иудаизма, а именно - действия.
Если в христианстве центральная категория - это вера, и именно через веру человек достигает совершенства, то христианская мистика - это гипертрофированная вера, ожидание и чаяние нисходящей благодати.
Если в индуизме главная категория - это сознание, осознание природв этого мира и собственной природы, то индийская мистика - это осознание того, что человек есть Брахман....
Поскольку в иудаизме, как я уже говорил, самое главное - это "что" и "как" делать, то и в еврейской мистике центральный элемент - это гипертрофированное действие". И дальше он раскрывает конкретный смысл этой характеристики.
Деятельностный подход, однако. Хотя и в своеобразном преломлении. Но как я уже писал, по некоторым, не очень, впрочем, обоснованным данным и соображениям, ниточка от каббалы, возможно тянется через немецкую средневековую мистику и(или) Спинозу к Фихте, Марксу и дальше.