gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

читаю о каббале

Поверхностный обзор создает впечатление, что Каббала многообразно проросла в европейскую философию. В каких-то случаях точно известны прямые связи - наиболее интересные через Якоба Бёме и Экхарта в немецкую философскую классику. Лейбниц изучал и уважал первоисточники (нумерология привлекла?). Спиноза признавал, что читал каббалистов, но назвал их "пустомелями", что вовсе не исключает того, что на его пантеизм каббала повлияла. У Фихте, через которого сейчас пытаюсь продраться под руководством стершего на нем зубы фихтеанца, сами ходы мысли уж очень нгапоминают лурианскую "божественную диалектику". Но где влияние самое прямое и не скрываемое - так это у Дерриды. Моше Идель показывает ("Поглощающие совершенства", глава "Книга, которая вмещает и содержит всё"), как каббалистическая герменевтика Торы проявилась - и исказилась - в учении Дерриды о тексте.


Итальянский каббалист р. Менахем Реканати писал, что все науки уже потенциально присутствуют в Торе, потому что "вне Ее нет ничего... и поэтому Святой, да будет Он благословен, ни в чем не вне Торы, и в Торе нет ничего, что было бы вне Его". Деррида подхватил формулу "нет ничего вне" (Идель показывает, что он узнал ее из статьи Шолема) и применил ее к тексту вообще (De grammatologie) - получилось "нет ничего вне текста". Смысл (де)конструкции Дерриды - в исключении автора: "После того, как текст написан, автор молчит". Всё, в том числе и много больше, чем было на уме у автора, можно найти в самом тексте.
Сходство очевидно. Прежде всего в том, что Идель называет (или это Деррида, не знаю) "сильным читателем": каббалисты тоже были таковыми и их толкования Торы свободно улетали от традиционных раввинистических (об этом вся эта замечательная книга). Но Идель показывает и очень важные различия.
В представлениях каббалиста Автор не молчит после сотворения Торы, Он продолжает говорить - изнутри нее; практический смысл отождествления Торы с Богом - в том, что, проникая в нее и толкуя ее, в том числе и выходя за пределы не только буквального смысла текста, но и самого текста ("белый огонь"), мистик-каббалист общается с самим Богом. Ну и, как следствие, то, что постмодерный "сильный читатель" вносит в понимание текста свой мир - каждый свой; в результате происходит дезинтеграция пространства текста, тогда как все мистические интерпретации Торы по интенции направлены на одно, на Одного, обогащают и углубляют человеческое постижение непостижимого.

Tags: Деррида, каббала, понимание, текст
Subscribe

  • Что за гриб?

    Пройдясь на даче по участку, нашел (помимо двух белых, двух моховиков и сыроежек) вот это неведомо-что: UPDATE: На сайте Вики гриб подсказали,…

  • микологический курьёз

    Ну и что это за гриб, как Вы думаете? dedushka_nomto вроде бы в них разбирается?

  • Придумал. И осуществил

    У меня нет потребности гулять. На даче еще куда ни шло, да и Таня утягивает на прогулку. Грибы опять же. А в Москве неохота. Но движенье и т.д. И я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments