gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Юрий Громыко об истории в образовании

Большое наслаждение испытываешь, когда освобождаешься от стереотипов. Что может быть привычней, чем хронологический порядок в преподавании гуманитарных предметов – истории, литературы, искусства? А вот читаю в «Проектном сознании» Громыко про то, зачем нужно обращение к истории в образовании, и все начинает смотреться иначе: смысл определяет организацию.
«Следовательно, в институтах образования вместо старой задачи запомнить и уметь повторять некоторый фрагмент работы появляется совершенно другая задача: стать личностно и субъектно соотносимым с некоторым культурно-историческим содержанием.
Мы не думаем, в отличие от Г.В. Гегеля и последователей его схемы (например, В.С. Библера и С.Ю. Курганова), что существует параллелизм и изоморфизм между процессами исторического развития и личностного роста, то есть нет никакой в процессах духа и духовного развития рекапитуляции. Это, прежде всего, определяется тем, что в мыследеятельности создаются новые организованности (типичный пример — компьютеры), с которыми ребенок сталкивается с момента рождения. А потому, на наш взгляд, было бы неправильным считать, что сначала ребенок должен вырабатывать личное отношение к содержанию культурных форм Античности, затем Средних веков, потом Нового времени и так далее. И конечно, мы не думаем, что ребенку детского сада и начальной школы значительно понятней Античность, а учащемуся 5 класса — Средние века и так далее. Если же просто рассматривать превращение любого исторического содержания в учебный материал, который усваивает ребенок, прежде всего запоминая его, то это запоминание ребенок может осуществлять в любом произвольном порядке, заучив предварительно схему самого порядка. Совсем другая ситуация, если нам по той ли иной причине очень важно, чтобы личность смогла воспроизвести в современной ситуации пласт определенного проблемно-исторического содержания (например, программу патристики или программу св. Григория Паламы) и смогла бы осуществлять духовное творчество на основе этого содержания, продвигая сам этот пласт. Но тогда получается, что историческое содержание существует не в виде снятых безразличных друг к другу пластов, но появляется в результате самоопределения личности по отношению к проблемам, вычленяемым в истории. И смысл образования и исторического самоопределения на основе образования состоит в том, чтобы выращивать личность, способную к постановке в данной актуальной ситуации когда-то прожитой, но нерешенной проблемы. История при подобном взгляде оказывается отнюдь не via reginae, последовательно сменяющая четко обозначенные эпохи — территории, но набор уникальных проблемно-разрывных точек, не получивших пока еще своего продолжения. Основной вопрос состоит в том, существует ли коллектив, общность или личность, способные актуализировать данное проблемное содержание. Например, такой проблемой могут быть духовные отношения Германии и России, для постановки которой необходимы специально подготовленные личности.
Но при подобном подходе все изменяется: задача образования состоит отнюдь не в том, чтобы заставить личность в правильном порядке запомнить и проследить переходы от одного мыслительно-духовного содержания к другому, воспитав на основе этого всесторонне образованного культурного человека. Задача состоит в том, чтобы на основе всего универсума культурных и исторических представлений сделать личность способной к постановке культурно-исторической проблемы, которую можно ставить и решать лишь в определенной традиции, овладев приемами и способами движения в этой традиции. В этом случае образование, определяющее форму организации сознания личности, выступает действительно как сверхоружие» (с. 113-114).
Tags: Громыко Юрий, история, книги, личность, образование
Subscribe

  • Мышление рабочего

    Из плана "Зреющей звезды", предвестницы "Чевенгура": . .. жизнь рабочих и их детей совсем не проста и не прямолинейна: она полна…

  • "Чевенгур" издали!

    Я имею в виду 4-й том Собрания сочинений, издаваемого ИМЛИ - хоть и не претендующего на полноту, но "научного", т.е. снабженного…

  • человеку иногда скучно с одними людьми

    Копенкин тоже ложился среди людей, чтобы меньше тосковать и скорее проживалось время. Изредка он беседовал с худым стариком, Яковом Титычем,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments