gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Исповедь Натали: послемыслие

Всплыла в памяти одна из тем исповеди: чтение Евангелия. Natali_hill пишет, что так и не прочитала Нового Завета последовательно, от начала до конца, потому что боялась, что как читатель, привыкший думать, подозревала, что будет сомневаться и спорить, а как девочка-неофитка не могла себе этого позволить: спорить со Священным Писанием. Исповедница считает свою робость глупостью, уступкой "фофудье".
По-моему, вопрос здесь есть, но поставлен он несколько поверхностно.
Дело, мне кажется, не в том, допускать ли в себе сомнения и возражения на читаемое - что бы это ни было. Дело в том, как к этим сомнениям и возражениям относиться.
Если я, к примеру, читаю Аристотеля или Хайдеггера и у меня возникает недоумение, сомнение в разумности того, что мне преподносится (а это бывает сплошь и рядом), то я могу предполагать две причины. Одна: автор недодумал, ошибся. Вторая: я недодумал или даже больше, не готов к пониманию этих глубоких мыслей. С точки зрения автопоэзиса, своего роста, вторая позиция выигрышней. Но только если не принял действительную глупость за то, на что стоит тратить силы.
Но, вообще-то, там, где речь идет о чисто интеллектуальных препятствиях к пониманию, обычно человек видит эту разницу - между "мутотой" (любимое словечко одного моего друга) и действительной сложностью.
С Евангелием дело другое. С одной стороны, оно предельно просто; с другой - вещи, рассчитанные на пожизненное продумывание и проживание. Т.е. сомнения, внутренние противления могут оставаться, но для их преодоления требуется изменение самого человека, не только интеллектуальное усилие.
С чисто логической точки зрения здесь можно увидеть подмену: а почему заранее предполагается, что Евангелие сообщает истину, которую необходимо усвоить. Но это уже другой вопрос - о природе веры, которая есть в том числе и доверие к тому, что любишь.
Во всяком случае, вышесказанное - попытка не закрыть вопрос, а лишь его уточнить и углубить.
Tags: /dedushka_nomto, /kiprian_sh, /sadovnica, Евангелие, автопоэзис, понимание
Subscribe

  • Лейбниц о рождении и смерти

    Но раз у животных есть души, то об их душах следует сказать то же, что можно сказать, вероятно, и о самих животных, а именно: что они уже были…

  • Два взгляда

    Спиноза пишет: «... посредством того, что любви не вызывает, никогда не возникнут раздоры, не будет никакой печали, если оно погибнет, никакой…

  • Спиноза о самоценности посюсторонней жизни с Богом

    В «Кратком трактате» Спиноза признает бессмертие в смысле вечного существования (соединенной с Богом) души, но не ставит блаженство в зависимость от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments