gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

не надо сказок

Вот что подумал. Есть три утешительные идеи:
- что Всемилостивый Бог всех несомненно простит, ну хотя бы с отсрочкой (апокатастасис)
- что можно продолжить исправляться и после смерти
- что можно рождаться сколько-то раз в других обличьях - пока не станешь вполне хорош.
Первая обычно защищается добрыми людьми, которые думают не о себе (у них все ОК), а о других. Никак не могу так думать вместе с ними. Я как-то знаю, что Он со всеми разберется, всем косточки пересчитает, и меня не спросит. А вот мне-то грешному невозможно таким себя в вечности представить (недавно перечитал очень старый пост об этом, поразивший меня своей правдой, он подзамочный, потому не ссылаюсь, но автор знает, о чем я).
Вторую многие, видимо, исповедовали, в том числе Климент Александрийский, писавший о длящемся богоуподоблении и даже мышлении в вечности.
Третья вроде бы уже за пределами христианства. Однако остается соблазнительной. Шиферс считал, что, кому-то дается "еще попытка". А еще мне такое рассказывали про еп. Василия Кривошеина. На вопрос близкого к нему человека, как он относится к реинкарнации, он сказал сначала: "О, это ужасная ересь!" Но потом, помолчав, добавил: "Но вообще-то мы так мало знаем!"
И правда: что мы знаем? Но именно поэтому есть лишь один путь: мыслить о таких вещах в плане нормы - как ты считаешь правильным чтобы было. Так вот я не считаю правильным, чтобы реализовалась которая-нибудь из этих трех возможностей. В этом было бы какое-то неуважение к смерти, к ее достоинству. И не душеполезно это - расслабляет. Посему ни во что такое верить не хочу. Зато верю в сохраняющуюся до последнего момента возможность повернуться к Нему не задом, а лицом.

UPD. pretre_philippe своим вопросом обратил мое внимание на неудачную формулировку: ДО ПОСЛЕДНЕГО МОМЕНТА. Правильнее сказать так: эта возможность есть в любой момент, вот в этот самый, здесь и теперь.
Tags: вечность, смерть
Subscribe

  • О материальных корнях философии

    "Почему помещик или буржуа редко бывает мате­риалистом? Потому, что те блага, которыми они поль­зуются, — одежда, пища и…

  • веселися славный росс!

    По наводке известного конспиролога А.Дунаенва (danuvius) купил книгу аббата-иезуита О.Баррюэля "История якобинства" в переводе…

  • торжество диамата

    В связи с чтением диплома ГП решил освежить свои представления о том, что такое диамат. Почитал, в частности, Сталина «О диалектическом и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • О материальных корнях философии

    "Почему помещик или буржуа редко бывает мате­риалистом? Потому, что те блага, которыми они поль­зуются, — одежда, пища и…

  • веселися славный росс!

    По наводке известного конспиролога А.Дунаенва (danuvius) купил книгу аббата-иезуита О.Баррюэля "История якобинства" в переводе…

  • торжество диамата

    В связи с чтением диплома ГП решил освежить свои представления о том, что такое диамат. Почитал, в частности, Сталина «О диалектическом и…