- что Всемилостивый Бог всех несомненно простит, ну хотя бы с отсрочкой (апокатастасис)
- что можно продолжить исправляться и после смерти
- что можно рождаться сколько-то раз в других обличьях - пока не станешь вполне хорош.
Первая обычно защищается добрыми людьми, которые думают не о себе (у них все ОК), а о других. Никак не могу так думать вместе с ними. Я как-то знаю, что Он со всеми разберется, всем косточки пересчитает, и меня не спросит. А вот мне-то грешному невозможно таким себя в вечности представить (недавно перечитал очень старый пост об этом, поразивший меня своей правдой, он подзамочный, потому не ссылаюсь, но автор знает, о чем я).
Вторую многие, видимо, исповедовали, в том числе Климент Александрийский, писавший о длящемся богоуподоблении и даже мышлении в вечности.
Третья вроде бы уже за пределами христианства. Однако остается соблазнительной. Шиферс считал, что, кому-то дается "еще попытка". А еще мне такое рассказывали про еп. Василия Кривошеина. На вопрос близкого к нему человека, как он относится к реинкарнации, он сказал сначала: "О, это ужасная ересь!" Но потом, помолчав, добавил: "Но вообще-то мы так мало знаем!"
И правда: что мы знаем? Но именно поэтому есть лишь один путь: мыслить о таких вещах в плане нормы - как ты считаешь правильным чтобы было. Так вот я не считаю правильным, чтобы реализовалась которая-нибудь из этих трех возможностей. В этом было бы какое-то неуважение к смерти, к ее достоинству. И не душеполезно это - расслабляет. Посему ни во что такое верить не хочу. Зато верю в сохраняющуюся до последнего момента возможность повернуться к Нему не задом, а лицом.
UPD.