gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Возьми в дорогу Платона 5-4

Отвлекусь от буквального следования текстам и запишу то, что забрело мне в голову по поводу эйдосов.
Я, во-первых, исхожу из ключевой Платоновой идеи: существует мир идей и мир чувственных вещей, получающих свои свойства и имена через причастность идеям. Пока воздержусь (эпохе) от попыток ответить на вопрос, где эти идеи, чьи они и т.д.
И, во-вторых, «принимаю к рассмотрению» мысль Прокла, что между идеями существует не только раздельность, различия, но и единство, единение. «Эрос», как он красиво выразился.
Я эту мысль Прокла беру вне системного неоплатонического контекста – с Единым, Умом и всей иерархией, отсюда проистекающей, – хотя идею иерархизма в мире идей в запасе буду держать. Что делает эту мысль привлекательной?
Во-первых, если этого не предполагать и держаться принципа «чистоты идей» (purity-F на жаргоне Стэнфордской энциклопедии), то придется очень странно представлять себе отношения между миром идей и миром множественных и изменчивых чувственных вещей. Последние, меняясь, переходят от одних идей к другим (например, почернев вещь переходит от эйдоса белизны к эйдосу черноты). Но почему? Мы вынуждены предположить либо случайную (бессмысленную, без-идейную) миграцию, либо же существование третьей составляющей мировой картины, некоторой силы, движущей вещами с оглядкой на мир идей. Первое мне совсем антипатично: нет смысла – не о чем думать. Второе – любопытная возможность, но не снимающая вопроса о внутренних связях в мире идей, если мы опять-таки не согласимся эту движущую силу признать целиком без-идейной, безумной.
Другим образом мира идей можно считать язык. Язык, хоть и меняется, но много медленней и иначе, чем чувственный мир. Его даже можно считать более-менее верным слепком эйдетического мира, особенно если либо ориентироваться на устойчивые характеристики, этимоны и т.п., либо верить в поэтическое прозрение через язык в нереализованные в актуальном языке эйдетические возможности. (Примерно об этом, как я понял, вопросы Дедушки Номто – http://gignomai.livejournal.com/45126.html?view=447046#t447046).
Ну а теперь о самом характере связей между эйдосами. Мне вспомнилось несколько возможностей их прописать или наметить, и я склонен считать их не взаимоисключающими, а дополнительными.
Одна – это «древо Порфирия»: родо-видовая классификация, согласно которой идеи связаны отношениями обобщения-конкретизации и сопринадлежности. Здесь еще открывается возможность мыслить логический генезис динамически, как порождение и родство.
Другая возможность, собственно, и обсуждается в «Пармениде» и комментарии Прокла. Это взаимосвязь между противоположностями, их «неслиянность и нераздельность». Это еще одно «чреватое» направление.
И еще одно, которое я обозначил бы так: «сближение удаленного», то, с чем мы в явном и ярком виде сталкиваемся в поэтической речи, но, что при внимательном взгляде можно обнаружить как живую подоснову нашей рече-мысли: все виды метафор, метонимий, вообще тропов. Необъятная область, к которой можно, видимо, отнести то, что я когда-то обозвал «логисмами». Об этом же, с несколько иной стороны, hubris_ipod (http://hubris-ipod.livejournal.com/18839.html).
Tags: /dedushka_nomto, /hubris_ipod, /rechi_k_bogu, /tugodum, Аристотель, Платон, Прокл, единство, идеи - связь, идеи и вещи, эйдос, эрос, язык, языки - искусственные
Subscribe

  • веселися славный росс!

    По наводке известного конспиролога А.Дунаенва (danuvius) купил книгу аббата-иезуита О.Баррюэля "История якобинства" в переводе…

  • Только Россия...

    Читаю понемногу дневники Л.В.Шапориной (сначала отрывки у sergey_v_fomin, теперь купил двухтомник). Вещь уникальная по охвату - от начала…

  • о евангельской поэзии

    Прочитал я, что Л.Н.Толстой написал о воскрешении Лазаря - не только что не убедило, а показалось пошлостью и скудоумием. И дело тут не в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments