gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

попробуй пойми

Обсуждалось на семинаре понимание текста (т.е. как учить детей пониманию и его проверять).  А я на себя примерял, как всегда. Очень насущная проблема: читаешь иной раз - ну ничего не понятно! И что делать? От чего зависит понимание? Попробую упорядочить то, что уяснил.
1. Есть, конечно, "нулевой" слой причин - знание слов, культурного контекста и т.п. - того, что в тексте не объясняется, п.ч. предполагается известным, и без чего текст или какие-то его части - тарабарщина.
2. Такие факторы, как внимание к деталям и, наоборот, удержание в сознании целого (скажем, дойдя до середины вспомнить, что нечто, к этому месту относящееся, обсуждалось вначале). В этом отношении помогает (помимо "свежей головы") неоднократное прочтение, конспектирование и т.п.
3. В случае сложных и глубоких текстов понимание не бывает исчерпывающим. Важно, поэтому, уяснить для себя, зачем ты сейчас обратился к этому тексту, с какими своими вопросами ты к нему обращаешься.
4. Сама динамика понимания как процесса должна быть нацелена на локализацию непонятного, уточнение границы между понятным и непонятным.
5. Ну и, наконец, разметка пространства понимаемого: тип (жанр) текста; предполагаемые цели автора, что он делает этим текстом; предмет обсуждения; используемые средства и т.д.
Ежели кто поделится своим опытом и способами понимания, буду признателен.
Tags: понимание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments