gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

снова о том, что есть вера

Так все-таки и не вполне ясно с тем, что такое вера. Говорю "Верую..." и не лгу, но смысл того, что говорю о себе, двоится, троится... Это не только к религиозной вере относится. Вера - не есть нечто простое, как близкие по смыслу знание или доверие. Знаю - так знаю, не знаю - так не знаю. С верой не так.
Мне кажется, что суть в том, что это слово обозначает нечто двухполюсное и динамическое. Поясню. Один полюс - предмет веры, другой - верующий. То, что я верю Х. или в Х. не значит, что я не сомневаюсь; это значит, что усомнившись я оставляю предмет веры незыблемым (неусомненным), а причину сомнения отношу к себе. В этом смысл (может быть, один из смыслов) евангельского "Верую, Господи, помоги моему неверию". Определение веры из "Послания к евреям": "обеспеченность чаемого, удостоверенность невидимого" (перевод я подправил) относится к полюсу предмета веры.

А еще он относится к конечному пункту движения, ибо вера есть движение. Я не случайно выше упомянул доверие и знание. Мартин Бубер в книге "Два типа веры" различает веру-доверие и веру как род знания (первую он связывает с ветхозаветной верой, а вторую с верой Церкви, но это я не обсуждаю). Если мы попытаемся восстановить путь от неверия как начала к ожидаемому концу, твердому знанию (здесь опять-таки поможет Павел: "ныне ведь видим как отраженное в иносказании, тогда же - лицом к лицу"), то увидим где-то в истоке чаяние, надежду (я уже пытался об этом сказать - http://gignomai.livejournal.com/3544.html#cutid1), потом, наверное, доверие, преимущественное доверие-выбор чему-то (кому-то) в себе или вне себя. Это же что? Допущение влияния на себя предмета доверия, "благопризнательность" ему по слову св. Симеона Нового Богослова (см. об этом http://gignomai.livejournal.com/27732.html#cutid1). Дальше - жизнь, дела "по вере", ее поддерживающие (вот что значит "вера без дел мертва" - ап. Иаков), но и проверяющие ее истинность (эксперимент). Вот как-то так, наверно.
Частный, но важный для склонных богословствовать вывод относительно веры в догмат. Доверяя соборному опыту Церкви (ну разве не разумно отнестись к этому многовековому опыту труда по меньшей мере со вниманием?), я как своего рода напоминание, memento, держу догмат перед собой. И сохраняя полную свободу мыслить и вопрошать, сверяюсь с ним и пытаюсь не остаться при букве догмата, а проникнуть к тому, что имели в виду св. отцы - надеясь, что в конечном счете моя мысль о предмете и мысль отцов совпадут.
А если нет? Ну, поиск возможен до последнего предела. А там Бог поможет.
Tags: /hubris_ipod, /kiprian_sh, вера, доверие, догмат, св. отцы
Subscribe

  • Распутин

    Еще раз привлекаю внимание к замечательным очеркам С.Фомина о Первой мировой и предпосылках Революции. В них много и о Распутине важного,…

  • Как Россия шла к Революции

    Обращаю внимание на замечательное своею тщательностью исследование Сергея Фомина (sergey_v_fomin ") " РОССIЙСКАЯ ИМПЕРIЯ…

  • (no subject)

    В одном из докладов Г.П.Щедровицкого, который я сейчас читаю (1973 года, о проблемах реконструкции истории логики), попалась ссылка на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Распутин

    Еще раз привлекаю внимание к замечательным очеркам С.Фомина о Первой мировой и предпосылках Революции. В них много и о Распутине важного,…

  • Как Россия шла к Революции

    Обращаю внимание на замечательное своею тщательностью исследование Сергея Фомина (sergey_v_fomin ") " РОССIЙСКАЯ ИМПЕРIЯ…

  • (no subject)

    В одном из докладов Г.П.Щедровицкого, который я сейчас читаю (1973 года, о проблемах реконструкции истории логики), попалась ссылка на…