gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

другая логика - онтология идей

Надо все-таки доразобраться с этим четвертым доказательством бессмертия души в "Федоне". И, что, по-моему, еще важнее, разобраться с тем, как с такими вещами разбираться, как к ним подходить.
Итак, жизнь (идея жизни) противоположна смерти.
Формально-логически, смысл утверждения требует уточнения.
Во-1, говоря жизнь, мы говорим либо о явлении (на Марсе нет жизни), либо о состоянии (= быть живым). А говоря о смерти, о событии (= умереть). Надо бы разделить два утверждения:
а) быть живым (живость) противоположно быть мертвым (мертвости) и
б) умирать противоположно... Тут посложнее. У умирать - несколько противоположностей: ба) оживать, бб) приходить в жизнь, рождаться, бв) не умирать. (Именно не "быть бессмертным", а "пока не умирать" - вариант Кебета).
И совсем отдельно стоит та оппозиция, ради которой все затевается:
в) бессмертие как противоположность смертности.
Получается: утверждая, что "душа никогда не примет того, что всегда приносит сама", т.е. смерти, Сократ опирается на противоположение а и в, которые вовсе не составляют логической оппозиции. (Здесь даже не приходится, вопреки тому, что мне сначала показалось, привлекать различие между контрарностью и контрадикторностью).
В доказательстве неуничтожимости души (которое опирается на ее бессмертие) бессмертие протмвополагается уничтожению. Здесь-то как раз все в порядке: о бессмертии можно говорить только применительно к живому, а о живости только применительно к существующему; значит, пока что-то живет, оно существует; следовательно, бессмертное неуничтожимо.
Но вот теперь, когда я разобрался со всей этой формально-логической бухгалтерией, я скажу определенно и категорически: к Платону и его теории идей все это не имеет никакого отношения. Идеи - не понятия, с не меньшим правом их можно рассматривать как образы (эйдосы, от "видения"). И подчиняются они не логике (во всяком случае, не вот этой скелетной, которую во время написания "Федона" Аристотель еще не придумал), а тому, что можно, наверно, назвать онтологикой, онтологией идей. Душе, которая сущностно, а не случайно связана с жизнью ПРОТИВНА смерть и она НЕДОСТУПНА ей по причине именно этой, сущностной связи.
Tags: /akula_dolly, /hubris_ipod, /rechi_k_bogu, /tugodum, Платона Федон, бессмертие души, доказательство, жизнь, идея, понятие и образ, понятия - априорные, смертность, смерть, умирание, уничтожение, эйдос
Subscribe

  • (no subject)

    Жж напомнил niktoinikak его пост 2017 года об СССР - отличный, на мой взгляд, стоит его вспомнить. В том числе и ради прекрасных стихов…

  • (no subject)

    И все-таки, и все-таки... Да, нужен реализм. Да, мечта - ложь. Но только потому, что не на своем месте. Идеал, мечта - маниловщина! - законный…

  • о необходимом несовершенстве идеала

    Вялотекущее обсуждение с АЩ темы идеала (см. по метке "идеал") вывело на то, что идеал (по понятию он - о совершенстве) по необходимости,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments

  • (no subject)

    Жж напомнил niktoinikak его пост 2017 года об СССР - отличный, на мой взгляд, стоит его вспомнить. В том числе и ради прекрасных стихов…

  • (no subject)

    И все-таки, и все-таки... Да, нужен реализм. Да, мечта - ложь. Но только потому, что не на своем месте. Идеал, мечта - маниловщина! - законный…

  • о необходимом несовершенстве идеала

    Вялотекущее обсуждение с АЩ темы идеала (см. по метке "идеал") вывело на то, что идеал (по понятию он - о совершенстве) по необходимости,…