Из раздела "Ум"
Лишь разум мыслит вещи, т.е. прозревает в их нутро, видит их сущность, а это и есть уже истинная, т.е. спекулятивная, т.е. разумозрительная философия. Поэтому-то разум столько же противоположен рассудку, сколько внутреннее противоположно внешнему, сколько представление противоположно мышлению и сколько спекулятивная философия противоположна эмпирии.
...сущность вещи или существительное вещи, т.е. понятие вещи, представить себе нельзя, а треугольник, т.е. форму или внешность, облик вещи, представить себе можно. Понятие, т.е. сущность вещи, можно и должно мыслить.
...только разум мыслит, т.е. видит их, вещей, сущность, иначе: разум проникает в вещь, видит самое нутро вещи, словом, видит ее, вещи, понятие, которое есть идеальность, мысленность вещи – и всю вещь в ее единении и единстве в себе содержит так точно, как центр круга, который есть точка и, следовательно, идеальность круга, – содержит в себе всю периферию круга.
...положение Анаксагора, что разум правит миром... Надо согласиться, что положение это центрально...
– из этого положения... изросло великое трестволъное древо триединой волюционной философии.
...Платон усмотрел Бога как архитектора Вселенной...
...Лютер так Его явственно видел, что усмотрел и указал Его, Бога, местопребывание в нутре или центре человеческого Духа. Этот акт узнания идеального, т.е. духовного места, где Бог пребывает, есть открытие, безмерно превосходящее все доселевые открытия в философии...
[Гегель]... построил... науку о Боге, т.е. спекулятивную философию, как он это в своей речи в городе Йене 18-го сентября 1806 года торжественно и заявил.
...наука есть система, т.е. воплощенный в знание закон...
...эта новая наука емлет Дух поступающим, далее, поступание это совершается шагами, или, избегая образности, говорю – двигами, т.е. так, что одна и та же сущность – здесь дух – является в различных ликах, или, следуя известному выражению Гегеля, «одеяниях», из которых он, дух, те, которые стали ветхи, скидает и в новые облекается, так что это поступание духа образует собою ряд ликов или ступеней, или двигов, из которых первая есть почин, низшая ступень духа, а последняя есть его, духа, наивысочайшая ступень или потенция. Это новое поятие духа в форме поступания, или развития, или ряда его ликов, от его починной формы... к его высочайшей форме, т.е. абсолютной соключенности с самим собою, получило у Гегеля название Entwickelung (развития) или процессования, а потому философия, которая емлет дух, как развивающуюся поступающую сущность в форме ряда, и есть... спекулятивная философия.
Как четко о месте Лютера в истории немецкого идеализма!