gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Сухово-Кобылин 2

Нет, все-таки еще кое-что из С.-К. и о нем.

Из раздела "Ум"

Лишь разум мыслит вещи, т.е. прозревает в их нутро, видит их сущность, а это и есть уже истинная, т.е. спекулятивная, т.е. разумозрительная философия. Поэтому-то разум столько же противоположен рассудку, сколько внутреннее противоположно внешнему, сколько представление противоположно мышлению и сколько спекулятивная философия противоположна эмпирии.
...сущность вещи или существительное вещи, т.е. понятие вещи, представить себе нельзя, а треугольник, т.е. форму или внешность, облик вещи, представить себе можно. Понятие, т.е. сущность вещи, можно и должно мыслить.
...только разум мыслит, т.е. видит их, вещей, сущность, иначе: разум проникает в вещь, видит самое нутро вещи, словом, видит ее, вещи, понятие, которое есть идеальность, мысленность вещи – и всю вещь в ее единении и единстве в себе содержит так точно, как центр круга, который есть точка и, следовательно, идеальность круга, – содержит в себе всю периферию круга.
...положение Анаксагора, что разум правит миром... Надо согласиться, что положение это центрально...
– из этого положения... изросло великое трестволъное древо триединой волюционной философии.
...Платон усмотрел Бога как архитектора Вселенной...
...Лютер так Его явственно видел, что усмотрел и указал Его, Бога, местопребывание в нутре или центре человеческого Духа. Этот акт узнания идеального, т.е. духовного места, где Бог пребывает, есть открытие, безмерно превосходящее все доселевые открытия в философии...
[Гегель]... построил... науку о Боге, т.е. спекулятивную философию, как он это в своей речи в городе Йене 18-го сентября 1806 года торжественно и заявил.
...наука есть система, т.е. воплощенный в знание закон...
...эта новая наука емлет Дух поступающим, далее, поступание это совершается шагами, или, избегая образности, говорю – двигами, т.е. так, что одна и та же сущность – здесь дух – является в различных ликах, или, следуя известному выражению Гегеля, «одеяниях», из которых он, дух, те, которые стали ветхи, скидает и в новые облекается, так что это поступание духа образует собою ряд ликов или ступеней, или двигов, из которых первая есть почин, низшая ступень духа, а последняя есть его, духа, наивысочайшая ступень или потенция. Это новое поятие духа в форме поступания, или развития, или ряда его ликов, от его починной формы... к его высочайшей форме, т.е. абсолютной соключенности с самим собою, получило у Гегеля название Entwickelung (развития) или процессования, а потому философия, которая емлет дух, как развивающуюся поступающую сущность в форме ряда, и есть... спекулятивная философия.

Как четко о месте Лютера в истории немецкого идеализма!
Tags: Лютер, Сухово-Кобылин, ум
Subscribe

  • Хайдеггер о своем не-христианстве

    Я не христианин, причем только потому, что не могу им быть. Я не могу им быть, потому что, выражаясь христианским языком, не имею благодати. У меня…

  • Хайдеггер о христианстве

    Честно признаюсь: мало что понял. Переае,читаю, подумаю еще. Но перепечатываю — чтобы не потерять и, может быть, кто-то пояснит... «Мы называем…

  • (no subject)

    Жирар («Завершить Клаузевица») многократно повторяет, что христианство — историческое, а какое же еще другое? — потерпело поражение. Как это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments