gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

сначала было дело

Готовим к изданию очередной том Анналов ММК - обсуждение понятия подхода в 1979-м:


… онтология отделяется, поскольку она есть вообще вторичное образование, ибо люди являются носителями действий, а не представлений. А представления им нужны во вторичной ситуации кооперации и синтеза; нельзя, следовательно, ставить технологию и онтологию на один уровень, технология в этом смысле всегда первична и живет в носителях деятельности. И в этом основной смысл деятельностного подхода: деятельность первична, знания вторичны. Это основной и первый принцип деятельностного подхода.
И человек должен уметь действовать. При этом он может не знать и не видеть. Человек спокойно живет, не имея никаких онтологических представлений, ибо у него всякое умение действовать автоматически вызывает соответствующее представление объекта оперирования. На этом уровне есть только объект оперирования, представления об объектах оперирования, но не об объектах. Этот объект оперирования не есть объект, и у каждого оперирования свой объект. А дальше возникает проблема объектности представления об объекте. …
А вот когда появляются носители нескольких разных оперирований, замыкающихся на одном, а может быть, разных (это неизвестно) объектах, появляется необходимость в целях организации этих содеятельностей, их стыковки, создавать особые онтологические представления.
Пока мы имеем индивидуальную деятельность, не нужно иметь представлений об объекте. Достаточно иметь восприятие объектов оперирования, и идентификации проводятся на уровне восприятия. А вот когда складываются сложные кооперации деятельностей и нужно стыковать эти процедуры, вот тогда появляется необходимость выделять в качестве особого образования онтологические картины, или представления об объекте. …
Мы можем вернуться к древнеегипетским землемерам. У них существовали очень четкие процедуры технологии для измерения полей, но треугольное поле надо было измерять по одной процедуре, трапециидальное – по другой, лункообразное поле – по третьей. Поэтому у них было известно, что бывает восемь типов полей, и все. Дальше это попадает к грекам; те уже говорят, что бывает столько-то типов фигур, потом что простых и лежащих в основании, т.е. начал. Отсюда идея начала. Дальше ведь они начинают всё сводить к этим простым фигурам. Пифагор ищет эти простые элементы для музыки, это продолжает Птолемей и т.д. – ищутся простые числа, простые элементы. Этот мир состоит из устойчивых объектных типов. И когда это все фиксируется и принимает затверделую форму, тогда становится возможным по отношению к этим постоянным сущностям применять разные операции.
Что делают древние греки? Они говорят, что вот это вот треугольное поле можно мерить либо по-древнеегипетски, либо по шумеро-вавилонскому способу, либо по-гречески, а поле треугольное всегда одно и то же. Объект приобрел самостоятельное существование, онтология стала существовать сама по себе, причем это явление исторически возникает много позднее, нежели технологизм или операционализм.
Наумов. Получается множественность технологий на одной онтологии.
Сазонов. И превращение технологии в оперативную систему, множественность оперативных систем. Онтология и технология теперь приобретают разную категориальную значимость.
Щедровицкий. Они живут теперь в разном времени.
Сазонов. Я говорил, что если есть два предписания и одно становится технологией, а другое – онтологией, то онтология теряет категорию процессуальности и становится системой, а технология сохраняет процессуальную развернутость. А вместе они приобретают независимое существование и могут каждая в своей категориальной действительности развиваться, с одной стороны, а с другой – они связаны и определены.
Наумов. У онтологии получается дискретное время.
Щедровицкий. Нет, вечное, она вневременная. Вот, например, спор софистов с Платоном – это есть спор технологистов с онтологистом, потому что тогда впервые появляется проблема релятивизма в Древней Греции. Оказывается, что хочешь, то и докажешь – все зависит от техники. Имея технологию, можешь приходить к чему угодно, ложь от истины перестает отделяться. И тогда Сократ–Платон выделяет идею онтологии, идею бытия, устойчивого, постоянного, вечного – как основания для нравственности, твердых правил.
Сазонов. У них онтология не природна, а нравственна, она ценностно ориентирована.
Щедровицкий. Они отвечают на вопрос, каким является мир безотносительно к нашим технологиям; тогда появляется однозначный мир как вечное постоянное бытие. Это является подоплекой в споре Гераклита и Парменида (бытие неподвижное, единое или постоянно меняется). В результате полагания онтологического мира, мир технологический отделяется от него и становится субъективным. Человек может действовать так, может действовать иначе, но мир от этого не зависит. Натурализм закрепляет все эти моменты, только утверждает законосообразность мира.
Tags: методология
Subscribe

  • Прогулялись

    В Успенском. Церковь: А это вид от церкви:

  • (no subject)

    Напоминаю о том, что varandej продолжает странствовать и рассказывать об увиденном. Внимание к деталям и тщательное изучение истории…

  • "штаб юности мятежной"

    Вот эта фотография 1925 года, на которой я всегда, проходя, задерживаю взгляд - чем-то она меня притягивает, завораживает... - побудила меня собрать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments