gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Возьми в дорогу Платона 6

Продолжаю читать "Парменида":

Парменид: Ну, а какого ты мнения о том, что я сейчас скажу?
Сократ: О чем же?
– Я думаю, что ты считаешь каждую идею единою по следующей причине: когда много каких-нибудь вещей кажутся тебе большими, то, окидывая взглядом их все, ты, пожалуй, видишь некую единую и тождественную идею и на этом основании само великое считаешь единым.
– Ты прав, – сказал Сократ.
– А что, если ты таким же образом окинешь духовным взором как само великое, так и другие великие вещи, не обнаружится ли еще некое единое великое, благодаря которому все это должно представляться великим?
– По-видимому.
– Итак, откроется еще одна идея великости, возникающая рядом с самим великим и тем, что причастно ему; а надо всем этим опять другая, благодаря которой все это будет великим. И таким образом, каждая идея уже не будет у тебя единою, но окажется бесчисленным множеством.

Лосев прав, что слово «единое», традиционно употребляемое переводчиками (hen значит и «единое», и «одно»), затемняет простую мысль: теория идей предполагает одну идею для множества вещей с общим свойством, которое они и получают через причастность этой идее.
В отрывке высказан аргумент, который у Аристотеля в «Метафизике» назван аргументом «от третьего человека» (1.9, 990b16): должна быть идея, общая для чувственно воспринимаемого человека и «человека вообще» и т.д. до бесконечности; получается бесконечное множество идей, надстроенных над каждой вещью. В главе 9 первой книги «Метафизики» вообще коротко перечислены основные доводы против теории идей, к которым пришел Аристотель. По существу, это – не опровержения теории, а вопросы, которые требуют ответа. Ниже я пытаюсь выделить (на основе уже прочитанного в «Пармениде» и этой главы «Метафизики»), пополнить и сгруппировать круг такого рода вопросов.
1. У всякого ли из чувственно воспринимаемых сущих есть идея? Этот вопрос подымался Парменидом выше, когда он спрашивал об идее «всякой дряни». Аристотель в этой связи вроде бы резонно задается вопросом: если у каждой вещи есть своя идея как ее причина, то идей будет не меньше, чем вещей, и чем тогда обращение к идеям облегчает понимание вещей?
2. Есть ли идеи у идей? Дело в том, что идеи (эйдосы, виды) сродни родам в том, что могут рассматриваться как общее для групп индивидуальных вещей (а роды – для групп видов). Тогда, значит, мы получаем иерархию идей разной степени общности.
3. Об эйдосах говорится как о сущностях вещей. Но каждая вещь причастна разным идеям. Пример Аристотеля (990b30): нечто причастно идее двоичности, но (привходящим образом, как пишет Аристотель) и идее вечности, ибо двоичность вечна. Он видит здесь неразрешимое противоречие, но надо бы подумать о системном многообразии типов идей и типов причастности к ним вещей.
4. Есть ли идеи, общие для вещей и идей – на признании такой возможности держится парадокс из цитированного отрывка? По существу, это вопрос о границе между идеями и вещами: идеи ведь существуют, значит, они в некотором роде тоже вещи (сущие).
5. Отдельный вопрос стоит поставить об идее отдельной вещи и идее лица (отдельного человека, которого можно попытаться рассматривать просто как индивида, принципиально не отличая его от вещи, а можно усматривать здесь качественную специфику)? Как разграничить суждения об индивиде (вещи, лице) и об идее индивида? К чему относится имя? (Я практически столкнулся с невнятностью в этом вопросе, когда составлял предметный и именной указатели к одной богословской книге и вдруг удивился тому, что Бога и дьявола принято помещать в предметный, а не именной указатели. Почему?!).
Пока остановлюсь. Я понимаю, конечно, что один дурак может наставить столько вопросов, что и тысяча умных не ответят. Но я ведь в данном случае и среди спрашивающих дураков и среди тех, кому отвечать…
Tags: /akula_dolly, /kosilova, Аристотель, Бог, Платона Парменид, дьявол, единое, идеи и вещи, идея, имя, причастность идее, эйдос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments