gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

о вере в бессмертие души

Из кузминского дневника 2 записи:

Очень опасно. Очень опасно то. что я сейчас скажу, но очень нужно самому себе. Может быть. потом пожалею, может быть, завтра же напишу другое, но это нужно сейчас сказать. Дело идет не более не менее как о вере. Обычные анекдоты, что люди всю жизнь были безбожниками или равнодушными, а как до дела дойдет (т.е. до смерти), так обретали веру. Это трогательно и удобно. Со мной как раз наоборот. Всю жизнь я был верующим, а как дело дошло до старости и смерти, так эту веру потерял. Засох и закрылся. Как будто обиделся, что вера не спасает меня от фактической смерти. Веру в бога я [не| потерял, но очень неопределенно и бесформенно, веры в чудо и в силу молитв я не потерял, но это больше относится к вере в человеческие неисследованные силы, веры в христианскую мифологию, в святых, в обряды я не потерял, но будто далеко от них уехал в далекий, чужой и скучный город. Знаю, что там остались друзья и родные, но не видаю их. Вернуться в этот город не трудно. Я потерял веру в личное бессмертие души – а это в данном вопросе о смерти самое важное. Так что все мои отношения к смерти это отношения к черной дыре японской гравюры. Тупо, черно и безнадежно. Опять, это только по отношению к себе. Для других я верю в это бессмер­тие, даже представляю его себе местным, кладбищенским, покой­ницким. Я верю, что близкие мне не умрут, даже могут со мною иметь сношения в виде привидения, вампиров и т.д. Для себя же нет. Почему? У меня даже сейчас мелькнуло сомнение в моем неверии. К тому же я знаю, что (не смейтесь), если бы, смотря на облака перед закатом, какой-нибудь человек, которому бы я очень доверял и которого бы любил, стал говорить мне о том, что душа бессмертна, я бы сейчас же поверил. Или если бы хор запел на музыку Моцарта, масонские слова о бессмертии. Только чтобы не было морали. И я бы плакал, плакал, плакал, плакал до полного изнеможения, до полного изнеможения, слезы текли бы, как семя при совокуплении. Может быть, дело не так плохо обстоит? Да, но где же взять и хора Моцарта, и масонские слова, и сад с вечерними облаками, а главное, такого человека, которому бы я верил? Слезы-то, те найдутся.

Психея. Перебирая книги, я вынул «Psyche» Эрвина Роде. Только прочесть оглавление – и, Господи, какие пласты нежности, воздушности, веры – поднялись, чем-то временно забитые. Время от времени эту книгу надо обязательно перечитывать. Культ души. Белый остров Ахилла. Острова блаженных, Психея, душенька. Animula, vagula, blandula, которую провожал император Адриан. Зачем же я пришел к какой-то японской черной дыре? Да не будет. Не потому, что я теперь относительно здоров, а придет болезнь, и опять все позабуду. Совершенно шиворот навыворот тому, что пишется в душеспасительных повестях. Ужасно я не душеспаситель­ный человек.
Animula, vagula, blandula.
Hospes comesque corporis.
Quae nunc abitus in loca
Palladula, rigida. nudula Nee
ut soles dabis iocos.
Да, бледное, болотистое, головатенькое существование, но существование. Она радужная, трепещущая, легкая, ласковая и неустойчивая. Мне нужно Эрвина Роде читать вместо апостола Павла.

Я латыни не знаю, но вот это "Animula, vagula, blandula", "душенька, бродяженька, нежненькая" - очень трогательно! Напоминает розановское: "Гуляй, душенька, гуляй. А как помрешь, пойдешь к Богу".
В примечаниях написано, что книга Родэ называется так: Психея. Культ души и верак в бессмертие у греков (1894). Хотелось бы посмотреть, что Кузмин предпочел Апостолу...
Но тут вот какое обстоятельство. Церковь учит телесному воскресению. Более того, современные церковные писатели иногда вообще не признают существования души как чего-то самостоятельного. Например, Семен Людвигович Франк:

""Душа" не есть какая-либо особая вещьили субстанция и не есть даже реально обособленный центр сил, извне действующий на стихию душевной жизни; это есть целестремительная формирующая энергия самой душевной жизни, понятая как единство..."

(Впрочем, это я наугад открыл, помня, что он как-то эдак о душе пишет, но надо вчитаться). И Тугодум, в свое время не зря затеял обсуждение реальности души (ведь иначе, до всеобщего телесного воскресения, и молиться святым нельзя - душам святых), его подтолкнули к этому суждения богословов.
Между тем, сколько я замечал, люди богословски не слишком образованные, начинают верить с веры в бессмертие именно души - потребность такая есть. И тех, кто покультурней, тянет к античности, в Грецию, Рим, Египет...
К чему это я? А к тому, что, если глубинную, неистребимую потребность в чем-то признать доводом в пользу реальности этого что-то (а я склонен думать именно так, только нужда такая должна быть уточнена мыслью, очищена от мусора), то веру в в субстанциальность и бессмертие души следует признать истинной. А уж на этой основе можно дальше довериваться до телесного воскресения.
Tags: /akula_dolly, /hubris_ipod, /kiprian_sh, /kosilova, /otgovorki, /sadovnica, /tugodum, Иоанн Златоуст, Франк Семен, бессмертие души, вера, душа, женщины и мужчины, неверие, слезы, смерть
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments