gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Бог и человек

То, что я в этой записи высказываю, не претендует на богословие. Это попытка в самом первом приближении сориентироваться в понимании того, о чем говорит Писание. Использована грубая антропоморфная аналогия. И, соответственно, сниженная лексика, за которую прошу прощения у ранимых благочестивых душ.

Итак. Отношения Бога и человека, как они описываются в священной истории Ветхого Завета (если опираться только на текст, отвлекаясь от богословских интерпретаций), могут быть в своих существенных чертах представлены двумя моделями.
По одной модели Господь Бог мыслится как бы Хозяином и Руководителем спроектированного Им предприятия «Мир» с головным отделом «Человечество». Предприятия по производству истории.
В истории предприятия было несколько кризисных моментов (они качественно различны, но в этом грубом моделировании я от этих различий отвлекусь): грехопадение, потоп, призвание Авраама, исход, завет на Синае. Это моменты перепроектирования и, прежде всего, смены кадровой политики. Завет на Синае означал радикальное сосредоточение управления на одной, избранной, части человечества – Израиле. Это – как бы пилотное предприятие.
Отношения Хозяина с людьми сменяющих друг друга поколений есть для Него вопрос кадровой политики. Предприятие с этой точки зрения – система должностных мест – рядовые исполнители, пророки, священники, цари и т.д.,  – заполняемых индивидами. Сам индивид, его судьба – по этой модели – для Хозяина безразличны. Важно, справляется ли он с обязанностями или нет. Не справляется – увольнение, а по условиям военного времени (предприятие осуществляет не только мирную, но и военную деятельность) – смерть. Ахана (Иис. Нав. 7) по Господнему приговору уничтожили вместе с семьей и имуществом за неисполнение обязанностей рядового израильского работника. А предложение Моисею произвести от него новый народ (Исх. 32:9) – это локаут (в суровом военном варианте): всех уволить (уничтожить) – набрать новых.
Но в эту модель укладывается не всё. В нее не укладываются призывы к покаянию, обращенные к народу в целом и к конкретным людям. Псалмы, особенно 50-й, многое в пророческих книгах, Иов… Описанное там можно понять, только приняв вторую модель  Отца и Педагога, который озабочен судьбой именно данного человека, готов с ним цацкаться – вразумлять, наказывать, прощать, словом спасать.
В Новом Завете основной становится именно вторая модель.
Совместимы ли эти модели и как совместить, я не знаю, но, если продолжить эту антропоморфную аналогию, то разумный хозяин и руководитель пользуется второй избирательно, по отношению к самым ценным кадрам или по личной симпатии, а в применении первой осторожен, кадрами попусту не бросается...

Tags: Бог, смерть, человек
Subscribe

  • про интернирование одаренных

    В комментах к посту про школу "Интеллектуал" возник у меня спор с Анонимом, который высказал прямо-таки отвращение к такому типу школ.…

  • одаренность

    "Под одаренностью мы понимаем именно желание и готовность много учиться". И правда, главное схвачено. Это отсюда. Там про то, что…

  • (no subject)

    Дом стоит свет горит из окна видна даль так откуда взялась печаль?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • про интернирование одаренных

    В комментах к посту про школу "Интеллектуал" возник у меня спор с Анонимом, который высказал прямо-таки отвращение к такому типу школ.…

  • одаренность

    "Под одаренностью мы понимаем именно желание и готовность много учиться". И правда, главное схвачено. Это отсюда. Там про то, что…

  • (no subject)

    Дом стоит свет горит из окна видна даль так откуда взялась печаль?