gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Возьми в дорогу Платона 4

"Парменид" начинается с того, что юный Сократ, пришедший, когда Зенон уже заканчивал чтение своей работы, прослушав заключительные слова (это все за кадром), сначала оспаривает новизну зеноновских рассуждений в сравнении с Парменидом. Этот упрек Зенон отводит, говоря, что он и не стремился к новизне идей, а лишь доказывал то же, что Парменид с другой стороны: тот говорил о бытии только единого, а он о невозможности многого. Суть аргументации Зенона, которую вслед за этим критикует Сократ, восстанавливаем из рассуждений Сократа: многое, чтобы быть многим, должно внутри себя как-то различаться, т.е. быть неподобным. Но, чтобы установить неподобие, нужно сравнивать, а для этого иметь дело со сравнимым, которое хоть в каком-то отношении подобно. Можно сравнивать неподобных друг другу людей, стулья, числа и т.д. - всегда есть некоторое подобие, выраженное в родовом названии. Можно даже сравнить свинью со смелостью, рассматривая их как сущие. Итак, допустив бытие многого, мы получаем, что одно и то же и подобно, и неподобно, что есть, по Зенону, противоречие, а значит, допущение ложно.
Свое возражение Сократ строит на различении ИДЕЙ подобия и неподобия и ВЕЩЕЙ, подобных или неподобных через приобщение или причастность этим идеям.
(Здесь - ключевое для нас понятие "причастности", "причащения" (в глагольной форме - μετεχω, μεταλαμβανω), с которым придется все время встречаться).
Сократ:
И если все вещи приобщаются к обеим противоположным [идеям] и через причастность обеим
оказываются подобными и неподобными между собой, то что же в этом удивительного? Было бы странно, думается мне, если бы кто-нибудь показал, что подобное само по себе становится неподобным или неподобное [само по себе] – подобным; но если мне указывают, что причастное тому и другому совмещает признаки обоих, то мне, Зенон, это вовсе не кажется нелепым, равно как если бы кто-нибудь обнаружил, что все есть единое вследствие причастности единому и оно же, с другой стороны, есть многое вследствие причастности ко множественному. Пусть-ка кто докажет, что единое, взятое само по себе, есть многое и, с другой стороны, что многое [само по себе] есть единое, вот тогда я выкажу изумление. И по
отношению ко всему другому дело обстоит так же: если бы было показано, что роды и виды испытывают сами в себе эти противоположные состояния, то это было бы достойно удивления. Но что удивительного, если кто будет доказывать, что я – единый и многий, и, желая показать множественность, скажет, что во мне различны правая и левая, передняя и задняя, а также верхняя и нижняя части, – ведь ко множественному, как мне кажется, я причастен, – желая же показать, что я един, скажет, что, будучи причастен к единому, я как человек – один среди нас семерых: таким образом раскрывается истинность того и другого. Итак, если кто примется показывать тождество единого и многого в таких предметах, как
камни, бревна и т. п., то мы скажем, что он приводит нам примеры многого и единого, но не доказывает ни того, что единое множественно, ни того, что многое едино, и в его словах нет ничего удивительного, но есть лишь то, с чем все мы могли бы согласиться. Если же кто-то сделает то, о чем я только что говорил, то есть сначала установит раздельность и обособленность идей самих по себе, таких, как подобие и неподобие, множественность и единичность, покой и движение, и других в этом роде, а затем докажет, что они могут смешиваться между собой и разобщаться, вот тогда, Зенон, я буду приятно изумлен. Твои рассуждения я нахожу смело разработанными, однако, как я уже сказал, гораздо
более я изумился бы в том случае, если бы кто мог показать, что то же самое затруднение всевозможными способами пронизывает самые идеи, и, как вы проследили его в видимых вещах, так же точно обнаружить его в вещах, постигаемых с помощью рассуждения.

Вот тут-то и начинает стрелять тяжелая артиллерия - в разговор вступает Парменид. Похвалив юношу за пыл в рассуждениях, он прибегает к тому, что, позднее (если признавать историчность события) было названо "сократическим методом".
(Продолжение следует).
Tags: Платона Парменид, единое, идеи и вещи, идея, подобие, причастность идее, различие
Subscribe

  • все врут календари....

    Очень интересный и важный раздел предложили мне обдумать для программы "общего высшего": задания на анализ медиаконтента. Как…

  • Что деется?

    Современные средства связи... И распространения бреда. Таня получила от знакомой из Владивостока ссылку на ролик, в котором некто "д-р Леонард…

  • о преимуществах беспомощности

    Вот здесь, отвечая mnemtsev высказал важное для меня.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments