gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

по ту сторону вымысла и действительности

Вот перед уходом в отпуск довелось еще раз испытать удивление перед привычным.
Толчком послужил увиденный прошлой ночью хичкоковский фильм "Головокружение". Непосредственное-то удовольствие мне доставила скорее ретростилистика съемок и актерской игры. А задумался я вот о чем. Там герои помещаются в некоторые не совсем обычные обстоятельства и как-то, довольно-таки убедительно, себя в них ведут. Но ведь могли бы вести себя и совсем по-другому, подумал я. Да нет, подумалось вслед за этим, не могли. Анна Каренина не могла не лечь на рельсы, а Маша Миронова обязана была додуматься пойти просить царицу за жениха. И т.д. и т.п. - во всей хорошей литературе.
Но тогда сразу же вопрос: откуда они это знают?
Первый ответ: из себя. Я бы на его (ее) месте так поступил. Т.е. вживание в персонажа и мысленное проживание его жизни в придуманных обстоятельствах. Трудность в том, что всех, и святых, и мерзавцев, и мужчин, и женщин, надо иметь в себе. "Эмма Бовари - это я", кажется, сказал Флобер.
Второй - от прототипов. Ну, это тривиально.
Третий - это то, что сформулировал Белинский, кажется: типические характеры в типических обстоятельствах. Это, можно сказать, прямо-таки наука: социально-психологическая типология. Из этой же оперы и культурные, архетипические герои фольклора и мифологии (герой, трикстер и т.п.). Можно было бы, пожалуй, составить базу таких типов (да она, наверно, и составлена уже) и штамповать по ней персонажей...
Все это, несомненно, и существует в реальности литературного творчества. Но, по-моему, его не исчерпывает, хочется черпануть глубже.
Мне кажется возможным предположить существование некоего пространства, мира потенциальных образов, из которого и черпает воображение творца. Здесь самое трудное для понимания - онтологическая природа этих образов: они не должны поддаваться вербальной или иной экспликации, поскольку, как и реальный человек, должны быть способны к изменению и поведения, и самого характера своего в связи с предлагаемыми обстоятельствами и вне связи с ними, но при верности своей внутренней - опять-таки не эксплицируемой! - логике, логосу. Своего рода скрытые для рацио, но открытые творческой интуиции "порождающие модели". Своеобразные, разЛИЧающиеся, смыслопорождающие свободы...
Да, но ведь тогда естественно предположить, что из того же источника черпаются и прообразы душ воплощаемых, нас самих, реальных людей. Мы получаем своеобразный аналог концепции предсуществования душ, но, кажется, без еретической составляющей, ибо речь идет не о реальных душах, а лишь об их прообразах. Ближе всего это к логосам преп. Максима Исповедника.
Но если это так, то - вопрос: забирая из этого пространства образ для художественного воплощения, какое влияние этим свои актом оказывает писатель на возможность реального воплощения того же образа?
Ведь художественные образы несомненно живут и действуют среди нас - по меньшей мере, столь же существенным образом, как и живущие в личной и культурной памяти умершие люди.
Мне представляются две возможности.
Либо, каждый логос-образ допускает множество воплощений, художественных и реальных. Тогда это не должно создавать проблем. Кстати сказать, это могло бы служить объяснением фактов душевного сродства или памяти о "прошлых жизнях" без привлечения теории реинкарнации.
Либо повторное воплощение в каком-то смысле противозаконно. Тогда всякий художественный вымысел - кража чьей-то жизни и приводит к двойничеству. Такая интуиция была, кажется, к концу жизни у Е.Л.Шифферса.
Мне первый вариант кажется более правдоподобным.
Обращаю, наконец, внимание hubris_i_pod, что вышесказанное близко к "голографической парадигме" (для других см. http://community.livejournal.com/ru_psychology/749739.html?view=10191531)
Tags: /hubris_ipod, /kiprian_sh, /kosilova, /nectarius, Максим Исповедник, Шифферс, вымысел, голографическая парадигма, двойничество, логосы персональные, персонаж, писательство, предсуществование, прообраз, свобода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments