Там сформирован отряд добровольцев-москвичей. Размещаются они в помещении полбинской школы. К настоящему времени благодаря "Справедливой помощи" д-ра Лизы обеспечены всем необходимым. Добровольцы по-прежнему нужны и приезжают, на день-два, на неделю и больше. Они находятся в ведении местной администрации, которая и ставит задачи.
Я приехал в машине, доставлявшей груз от д-ра Лизы (хозяйка машины, Арина, тоже добровольная помощница). Но большинство, как я выяснил, узнавали о нужде из Сети, созванивались и добирались своим ходом. Вот телефоны, взятые отсюда:
Алексей Белов: 8-916-220-77-78
Алексей Некрасов: (495) 772-28-31
Сергей Суровцев: 8-916-683-05-13
Саша: 8-903-563-67-88.
Приехал я вечером 12-го, был накормлен, размещен на ночлег и проинструктирован о распорядке дня: подъем в 7, завтрак, формирование групп и инструктаж, транспортировка на "места работы". Работали примерно до шести, когда приехали нас забирать. Часа в два был обед - на месте, из привезенных из лагеря продуктов.
Меня включили в группу из пятнадцати человек. Работа, к которой допускают добровольцев, это сдерживание низовых пожаров, тушение мелких очагов и недопущение их распространения на не горевший лес и в сторону дорог и населенных пунктов. Никакого начальства над нами не было (ответственный по большой группе, частью которой была наша, был в другом месте), указаний не давали. Поэтому тактику и технологию изыскивали сами. Вооружены мы были ручными водными огнетушителями, лопатами, ведрами. Некоторые прихватили с собой и топоры. Была одна бензопила на группу.
Вот так выглядела дорога, на которой нас выгрузили:
Справа по боку тот участок, где мы и трудились, велено было не углубляться более, чем на 50 м. Вот так выглядит очаг возгорания:
Довольно скоро стало понятно, что только заливать огонь водой - дело не очень эффективное. Главный жар, производитель этих очагов - под землей, тлеют корни деревьев, поэтому на залитом месте или рядом через некоторое время новое возгорание. Было поэтому решено окучивать горящие под землей песком (об этом говорил и приезжавший к нам лесник, но дошло только когда поработали сами) и создавать валы из песка по границе между участком с подгорающими деревьями и еще огнем не затронутыми. Выглядел результат примерно вот так:
Песок был тут же, под слоем дерна. Очень удачной оказалась идея не копать его каждый раз заново, а сделать достаточно просторный карьер, в котором один человек разрыхлял песок и насыпал его в ведра, в которых он доставлялся в нужные места.
Вот карьер, песок из которого носил я (этим и занимался почти все время). Сидит Миша, студент Физтеха, основной автор использованной нами технологии:
Еще об экипировке. Все необходимое там, в лагере, есть. Я об этом не знал и оснастил себя сам, съездив в один из магазином спецодежды "Восток-Сервис". Купил брезентовую куртку с брюками, ботинки на толстой подошве, рукавицы, каску, фонарик (который на голову крепится, я думал, что может быть ночное дежурство), респиратор и топорик (лопаты подходящей там не оказалось). Костюм и ботинки - то, что надо. Фонарик, понятно, отпал сразу. Каска оказалась совершенно ни к чему, огонь внизу, искры и ветки сверху не летят, а если на тебя упадет подгоревшее дерево, то она не поможет. Респиратор я брать с собой в лес не стал (спросил у одного, он говорит не нужен), а, кажется, зря, иногда бы надел, если был бы при себе. Купленным топориком я тоже не воспользовался, все носить с собой неудобно, и те, кто выбрал этот инструмент, взяли с собой топоры с длинными ручками из лагерных запасов.
Ну вот, пожалуй, всё. На возможный вопрос, велик ли толк от работы добровольцев, точно и обоснованно ответить не могу, но по ощущению (и согласно тому, что говорит местная власть) польза, пусть небольшая, но есть.