iustitia connectiva и царица Нефертити
В книге Ассмана "Культурная память" впечатлила мысль о том, человеческие общности формировало единство памяти о взятых на себя обязательствах. Логика там такая. Древние не признавали ни случайности, ни натуральной причинности. Бедствие, страдание виделось как воздаяние за нарушение договора. Соответственно, единство смысла, которое и определяет культурную формацию и единство сообщества, это единое понимание смысла происходящего. И обеспечивается оно памятью о заключенных в прошлом договоренностях. Смысл - это справедливость, коннективная (объединяющая) справедивость, iustitia connectiva.
Ассман иллюстрирует это замечательным эпизодом из истории отношений между хеттами и Египтом . Вот что написано на сохранившейся хеттской клинописной табличке:
"Когда мой отец (пишет Мурсилис II о своем отце Суппилулиуме) находился в земле Каргамиш, он послал Лупакки и Таркунда-цалма (кайф выписывать эти имена, а они ведь еще и значащие) в землю Амка (в Египте). Они пошли, захватили землю Амка и пригнали оттуда пленных, быков и овец пред лицо отца моего.
Когда же египтяне услышали о нападении на Амку, их охватил страх.
А поскольку у них умер их повелитель Пипхурурийас (Эхнатон), царица Египта, супруга царя (Нефертити, самая!) отправила посла к моему отцу и писала ему так:
Мой супруг умер, а сына у меня нет. Говорят, что у тебя много сыновей. Если ты пришлешь мне одного из твоих сыновей, он станет мне мужем. Я ни за что не возьму в мужья одного из моих слуг".
Когда мой отец услышал это, он созвал своих вельмож на совет и сказал: "Такого я еще никогда не слыхивал!". Он пошел и послал Хатту-цитиса, своего слугу, и сказал: "Отправляйся и доставь мне надежные сведения! Может быть, они хотят меня обмануть! Может быть, у них все же есть царевич - доставь мне об этом надежные сведения".
Дальше история развивалась так. Суппилулиума затребовал сведения о прежних договорах между хеттами и Египтом. По ним два народа "издревле были друзьями", и . он решил, пусть они останутся таковыми навеки. Царевич был послан, но почему-то все же убит по пути. в Египет. Дальше хеттская карательная экспедиция, опять пленные...
Но хеттов преследует беда - чума, продолжающаяся и при сыне С., Мурсилисе и грозящая истребить народ. Нужно искать - за что? Поиск (по Ассману из таких поисков родилась историография) приводит к тому нападению на Амку, с которого ннается рассказ: хетты первыми нарушили древний договор. Дальше - покаянная молитва Мурсилиса, жертвоприношения,вала всесильным богам и избавление.
Ну и еще один пример, уже из Месопотамии. Великий бог Энлиль насылает на нарушителей договора кутиев, горные племена, о которых говорится,они "не похожи ни на один народ, не причислены к народам, кутиве, не знающих обязательств, как настоящий народ, которые хоть и выглядят как люди, слова их звучат, как голос собаки"... Кутии.
Ассман иллюстрирует это замечательным эпизодом из истории отношений между хеттами и Египтом . Вот что написано на сохранившейся хеттской клинописной табличке:
"Когда мой отец (пишет Мурсилис II о своем отце Суппилулиуме) находился в земле Каргамиш, он послал Лупакки и Таркунда-цалма (кайф выписывать эти имена, а они ведь еще и значащие) в землю Амка (в Египте). Они пошли, захватили землю Амка и пригнали оттуда пленных, быков и овец пред лицо отца моего.
Когда же египтяне услышали о нападении на Амку, их охватил страх.
А поскольку у них умер их повелитель Пипхурурийас (Эхнатон), царица Египта, супруга царя (Нефертити, самая!) отправила посла к моему отцу и писала ему так:
Мой супруг умер, а сына у меня нет. Говорят, что у тебя много сыновей. Если ты пришлешь мне одного из твоих сыновей, он станет мне мужем. Я ни за что не возьму в мужья одного из моих слуг".
Когда мой отец услышал это, он созвал своих вельмож на совет и сказал: "Такого я еще никогда не слыхивал!". Он пошел и послал Хатту-цитиса, своего слугу, и сказал: "Отправляйся и доставь мне надежные сведения! Может быть, они хотят меня обмануть! Может быть, у них все же есть царевич - доставь мне об этом надежные сведения".
Дальше история развивалась так. Суппилулиума затребовал сведения о прежних договорах между хеттами и Египтом. По ним два народа "издревле были друзьями", и . он решил, пусть они останутся таковыми навеки. Царевич был послан, но почему-то все же убит по пути. в Египет. Дальше хеттская карательная экспедиция, опять пленные...
Но хеттов преследует беда - чума, продолжающаяся и при сыне С., Мурсилисе и грозящая истребить народ. Нужно искать - за что? Поиск (по Ассману из таких поисков родилась историография) приводит к тому нападению на Амку, с которого ннается рассказ: хетты первыми нарушили древний договор. Дальше - покаянная молитва Мурсилиса, жертвоприношения,вала всесильным богам и избавление.
Ну и еще один пример, уже из Месопотамии. Великий бог Энлиль насылает на нарушителей договора кутиев, горные племена, о которых говорится,они "не похожи ни на один народ, не причислены к народам, кутиве, не знающих обязательств, как настоящий народ, которые хоть и выглядят как люди, слова их звучат, как голос собаки"... Кутии.