gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

ОТЕЦ 333: 1945 (48)

Продолжение о добре и зле:

В самом общем смысле: хорошо - это помогать существованию другого (поэтические синонимы: доставлять радость, делать счастливым).
И это чувство - оно инстинктивно.
Но что дает утверждение одного этого факта? Ничего. Для реального классового общества это фраза без содержания.
Кому помогать существовать? Кому приносить радость?
В действительности делать зло некоторым - это облегчать жизнь многим.
И только м.б. в будущем фраза "делать счастье людям" получит реальное содержание, поскольку падут социальные перегородки. Поэтому ополчилась маркс. философ. на эту фразу, мешающую практич. борьбе.
------
Но теперь в связи с появлением проблемы фашизм - гуманизм требуется осветить отнош. марксизма к этой стороне этики.
Коммунисты - последователи гуманистов прошлого, но гуманизм - это общечеловеческ. этические понятия хорошего.

Против Фрейда
Не хорошее сознательное борется со злым звериным бессознательным, а скорее, наоборот, потому что сознательное более позднего происхождения, еще не закреплено до безусловных рефлексов, т.е. "социального" происхождения, классового.
Это 1-ое. 2-ое: сознательное для человека это тоже результат естеств. отбора и средство борьбы за существование (не только особи, но и вида) и противопоставлять их не следует.

Закон уничтожения слабого у зверей исчезает у человека в связи с ростом значения умственных способностей.
------
Этика существует у всех обществ. животных.
Она - следствие общественной жизни.
У Робинзона не м.б. этическ. норм.
Но из границ вида она не выходит.
Переходя их, она переходит в противопол. (Добро и Зло меняются местами).
--------
Как переходит борьба за выживание особи в борьбу за существование вида?
Подавление эксцессов в стаде.
Уничтожение коллективом вредных особей.
Выживают коллективисты.
(Осреднение стада? Вымирание ярких индивидуальностей?).
Человек учится отличать хорошее от плохого не из личного опыта (полезно или вредно мне). Нет, он это знание приобретает и от рождения, и благодаря воспитанию (в самом общ. случае - влиянию среды).
Это 2 пути, по которым передается выработанное человеч. видом понятие о хорошем и плохом, которое он приобрел благодаря естеств. отбору и борьбе за существование.
Но происхождение свое понятие о хорошем и плохом ведет от инстинкта, различающего полезное и вредное (всем, в том числе и мне).
И этот трезвый взгляд на происхождение этих понятий ничуть не умаляет благородство хороших чувств каждого индивидуума.

Правильно ли: там, где два человека, там борьба. Жизнь показывает, что да. Но это не ржа в существе человека. Нет. Она благоприобретена в результате социального развития. В существе человека - взаимопомощь, т.к. он обществ. животное, которое не может прожить одно.
Но м.б. прогресс - зло. [нрзб] это обсуждать бессмысленно (колесо не повернуть). Нет, надо видеть светл. цель и надо способств. прогрессу, идущему диалектич. к светл. будущему.

Продолжение будет.
Tags: Война, добро и зло, отец
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments