gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

ОТЕЦ 316: 1945 (31)

Толстой сказал, что человек тогда становится разумным, когда умеет различать добро и зло, когда видит, что истины противоречивы. Но для человека, воспитанного на естественных науках, ясно: нет доброго и злого дела, есть действие, участвующее в развитии. Нельзя сказать: "это способствует развитию, а это препятствует ему". Трение сопротивляется движению, но без него и движение невозможно. И действие, и противодействие равноправны. Кто может сказать, что то направление, которое он указывает как положительное, чем-либо отличается от отрицательного. Только время имеет определенно положит. направление - потому что другого нет, не из чего выбирать...

Дальше длинное рассуждение - попытка примирить теорию естественного отбора с нравственностью.

Спор
- К этому приводит логика. Смог бы появиться современный человек, если бы доисторическим человекообезьянам было известно чувство милосердия? Ведь если бы человек-обезьяна, научившийся действовать руками, стал бы делиться добытой пищей со своим отсталым товарищем, тот бы выжил и новоприобретенное качество первого не смогло бы стать наследственным. Естественный отбор не уживается с милосердием. Эти два понятия взаимно противоположны.
- Если стоять на точке зрения: в природе все закономерно, то закономерно и появление чувства сострадания на высшей ступени развития животного мира. Почему нельзя признать, что сейчас милосердие способствует развитию человеческого рода? Сейчас человеч. обществу нужны не только физически, но и интеллектуально развитые люди, и законы, действующие в животном мире, не пригодны теперь к человеческому. Улучшение человеч. породы идет теперь не простым отбрасыванием попорченных экземпляров, но более тщательным выбором хороших качеств из этого "отсева". Разве плохо, когда человек начинает извлекать пользу из прежних отходов промышленности? Арифметическое действие заменяется интегрированием человеческих качеств.
М.б., развитие идет к тому, что вымирать будут не слабейшие, а "белокурые бестии" - рослые, крепкие и наглые, но не обладающие чувством сострадания и солидарности и этим восстанавливающие против себя остальное общество.
К этому же:
Слабость силы (пример: Германия). Естеств. отбор имеет дело с личностью, он не знает общества, поэтому не может учесть объединение слабейших, в результате чего слабые оказываются сильнее.
Tags: Война, отец, человек
Subscribe

  • Как Россия шла к Революции

    Обращаю внимание на замечательное своею тщательностью исследование Сергея Фомина (sergey_v_fomin ") " РОССIЙСКАЯ ИМПЕРIЯ…

  • (no subject)

    В одном из докладов Г.П.Щедровицкого, который я сейчас читаю (1973 года, о проблемах реконструкции истории логики), попалась ссылка на…

  • (no subject)

    Cегодня - мне напомнила об этом система оповещения жж - день рождения Андрея Коваля, одного из тех, кого я хотел бы иметь другом, но не сумел.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments