К Быт. 4:2 (о профессиях братьев):
Имя Каин - от ивритского "канити" - "приобрела". Каин - приобретенный, готовый, сделанный. Авель - на иврите пар, воздушный, оторванный от земли. Разница в занятиях братьев: Каин - прагматичный человек земли. "Обрабатывал землю" - "овед адама" можно прочитать "эвед адама" - "раб земли".Профессия Авеля - воздушная, не привязанная к месту. Пастух по сути - воспитатель. По замыслу, Авель должен воспитать Каина, и в этом он терпит катастрофическую неудачу.
Здесь и дальше братья как бы взвешиваются на религиозно-нравственных весах - с не вполне однозначным результатом в пользу одного из них. Конечно, пастушество и кочевье возносятся над земледелием и оседлостью (почвенник этим бы возмутился, но ведь не только Ветхий Завет, но и Новый - не "почвенническая" книга). Но вот как педагог Авель осуждается. Посмотрим , за что?
К Быт. 4:3-4 (о жертве Каина и Авеля) - то же по смыслу, что и в большинстве христианских толкований: Каин схалтурил, не выбрал, в отличие от Авеля, лучшего. Но
инициатива приношения принадлежит Каину. ...Авель не просто повторяет действия Каина, он считает, что, давая другому, надо дать лучшее. Авель родился вторым. Ему ясно, что другие - важней!
Про "другого", прямо Левинас! Но важнее вот это сопоставление первого и второго, их отношений и взаимных обязанностей.
4:5 (поникло лицо Каина). Досада Каина связана с тем, что он первенец. Его стартовая позиция морально очень непроста. Он не просто первенец и не просто первый сын, он - Сын. Весь мир (в его понимании) его и для него.
Ему вообще не очень ясно, почему другому положено лучшее. Именно ему предназначено наследовать Адаму, и неудача с принесением жертвы его огорчает.
4:6 (Бог вопрошает Каина о причине) Тем не менее, Каин является первым сыном и поэтому заслуживает особого, снисходительного обращения Творца.
4:7 (Бог увещевает Каина) "Каин, - говорит Творец, - твоя стартовая позиция морально низка, но именно это даёт возможность более высокого подъема! Но, даже если ты сейчас и не поднимешься круто вверх, все равно имеешь свободу выбора и можешь контролировать свои поступки".
4:8 (убийство) Мы видим, что Каин стоял перед испытанием ролью первенца. Со ссылкой на гематрию, числовой код ивритского "бехор", "первенец" - 222: сплошные двойки показывают, что первенец, хотя и первый, но его суть - заботиться о младших и, тем самым, быть вторым. Каин попытался выполнить эту роль, инициируя диалог с братом. (в еврейской Торе не слов "Пойдем в поле", и диалог выглядит оборванным). Испытание провалено. Из статуса первенца он вернулся в статус сына, убив Авеля. "В(ос)стал Каин на Авеля..." комментатор толкует буквально, что Авель повалил Каина на землю, заметив его намерение. Но затем отпустил его и был убит. Мы видим, что Авель допустил педагогическую ошибку (педагогическая ошибка - самая страшная и карается смертью!): он послушал Каина, который будто бы усовещал его. И комментарий к этому стиху завершается выводом: Обычная демагогия тех, кто находится на низком моральном уровне (например, арабских убийц) состоит в апелляции к этическим принципам противника.
Остальное толкуется более-менее в общепринятом смысле.
Две вещи здесь очевидно, по-моему, резонируют с Новым Заветом.
Во-первых, вот это про чередующиеся роли первенца и второго, лучшего и худшего: "Кто хочет быть первым, да будет всем слуга".
Во-вторых (и здесь, напротив, контраст, антагонизм): "страшная педагогическая ошибка" - дать себя убить, осуждение страстотерпчества...