gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

снова о Каине и Авеле

Продолжая думать над рассказом о Каине и Авеле, я решил посмотреть иудейские комментарии к этому месту Торы. И то, что я нашел в недавно купленном современном комментированном переводе (Иерусали 5768/2008, редакторы перевода и комментария Йона Левин и Ури Линец), оказалось очень интересно. Другие они какие-то, чем привычные нам святоотеческие. И я сейчас не об иудейско-христианской полемике относительно мессианских пророчеств (хотя... см. ниже об оценке поведения Авеля). Ну вот смотрите (я имена перевожу в привычную нам по Синодальному переводу форму).
К Быт. 4:2 (о профессиях братьев):
Имя Каин - от ивритского "канити" - "приобрела". Каин - приобретенный, готовый, сделанный. Авель - на иврите пар, воздушный, оторванный от земли. Разница в занятиях братьев: Каин - прагматичный человек земли. "Обрабатывал землю" - "овед адама" можно прочитать "эвед адама" - "раб земли".Профессия Авеля - воздушная, не привязанная к месту. Пастух по сути - воспитатель. По замыслу, Авель должен воспитать Каина, и в этом он терпит катастрофическую неудачу.
Здесь и дальше братья как бы взвешиваются на религиозно-нравственных весах - с не вполне однозначным результатом в пользу одного из них. Конечно, пастушество и кочевье возносятся над земледелием и оседлостью (почвенник этим бы возмутился, но ведь не только Ветхий Завет, но и Новый - не "почвенническая" книга). Но вот как педагог Авель осуждается. Посмотрим , за что?
К Быт. 4:3-4 (о жертве Каина и Авеля) - то же по смыслу, что и в большинстве христианских толкований: Каин схалтурил, не выбрал, в отличие от Авеля, лучшего. Но 
инициатива приношения принадлежит Каину. ...Авель не просто повторяет действия Каина, он считает, что, давая другому, надо дать лучшее. Авель родился вторым. Ему ясно, что другие - важней!
Про "другого", прямо Левинас! Но важнее вот это сопоставление первого и второго, их отношений и взаимных обязанностей.
4:5 (поникло лицо Каина). Досада Каина связана с тем, что он первенец. Его стартовая позиция морально очень непроста. Он не просто первенец и не просто первый сын, он - Сын. Весь мир (в его понимании) его и для него.
Ему вообще не очень ясно, почему другому положено лучшее. Именно ему предназначено наследовать Адаму, и неудача с принесением жертвы его огорчает
.
4:6 (Бог вопрошает Каина о причине) Тем не менее, Каин является первым сыном и поэтому заслуживает особого, снисходительного обращения Творца.
4:7 (Бог увещевает Каина) "Каин, - говорит Творец, - твоя стартовая позиция морально низка, но именно это даёт возможность более высокого подъема! Но, даже если ты сейчас и не поднимешься круто вверх, все равно имеешь свободу выбора и можешь контролировать свои поступки".
4:8 (убийство) Мы видим, что Каин стоял перед испытанием ролью первенца. Со ссылкой на гематрию, числовой код ивритского "бехор", "первенец" - 222: сплошные двойки показывают, что первенец, хотя и первый, но его суть - заботиться о младших и, тем самым, быть вторым. Каин попытался выполнить эту роль, инициируя диалог с братом. (в еврейской Торе не слов "Пойдем в поле", и диалог выглядит оборванным). Испытание провалено. Из статуса первенца он вернулся в статус сына, убив Авеля. "В(ос)стал Каин на Авеля..." комментатор толкует буквально, что Авель повалил Каина на землю, заметив его намерение. Но затем отпустил его и был убит. Мы видим, что Авель  допустил педагогическую ошибку (педагогическая ошибка - самая страшная и карается смертью!): он послушал Каина, который будто бы усовещал его. И комментарий к этому стиху завершается выводом: Обычная демагогия тех, кто находится на низком моральном уровне (например, арабских убийц) состоит в апелляции к этическим принципам противника.
Остальное толкуется более-менее в общепринятом смысле.
Две вещи здесь очевидно, по-моему, резонируют с Новым Заветом.
Во-первых, вот это про чередующиеся роли первенца и второго, лучшего и худшего: "Кто хочет быть первым, да будет всем слуга".
Во-вторых (и здесь, напротив, контраст, антагонизм): "страшная педагогическая ошибка" - дать себя убить, осуждение страстотерпчества...
Tags: Библия, убийство
Subscribe

  • самость и эго

    Отрывок из Хайдеггера (подарок одного из семинаров): " Тезис: присутствие экзистирует ради себя, не содержит никакого эгоистически-онтического…

  • к демистификации формального

    Вот например. Говорят: "рубль должен работать". Но ведь это абсурд, работают люди, а не деньги. Так, но, с другой стороны, обладающий…

  • следует или вытекает

    По учебнику логики Горбатова разобрался, в чем разница между импликацией и логическим следованием в формальной логике. Логическое следование - это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • самость и эго

    Отрывок из Хайдеггера (подарок одного из семинаров): " Тезис: присутствие экзистирует ради себя, не содержит никакого эгоистически-онтического…

  • к демистификации формального

    Вот например. Говорят: "рубль должен работать". Но ведь это абсурд, работают люди, а не деньги. Так, но, с другой стороны, обладающий…

  • следует или вытекает

    По учебнику логики Горбатова разобрался, в чем разница между импликацией и логическим следованием в формальной логике. Логическое следование - это…