gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

кровь, жертва, память

Задумался над рассказом о первом человекоубийстве и тотчас вспомнил монаха Максиана, который обсуждал со мной вопрос о том, почему Богу Авелева кровавая жертва была угодней Каиновой, растительной, и вообще о смысле ЖЕРТВЫ. Я писал об этом здесь, поминая о. Максиан. Там и про него, что вспомнил.
А почему все-таки? Мне как-то не по душе обычное объяснение, что Каин жертвовал нещедро, халтурно. Т.е., может, это и так, но в чем именно несовершенство его жертвы? Думаю, это связано с тем, что кровь для древних несла в себе душу и полноценным символическим заместителем самопожертвования могло быть только принесение в жертву одушевленного существа. Человека, потом животного и, наконец, "жертва Богу - дух сокрушен". Ведь и христианская Жертва на литургии - кровавая, там Кровь Нового Завета...
А если о смысле жертвы, то приведу в вольном персказе мысль Е.Л.Шифферса (не поручусь, впрочем, что он в свою очередь не кого-то из отцов пересказал), что жертва, крест составляют самое существо человека...
Там еще, перед убийством, Бог спрашивает Каина "почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит". Тут ведь суть в зависти, ревности, в неспособности порадоваться за другого, т.е. опять-таки в жертве. Не прошел испытания.
Tags: Библия, душа, жертва, кровь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments