(Перед этим нужно еще достичь того, чтобы человек был распорядителем того отрезка жизни, который ему отпускается природой).
В 20 лет Безыменский писал о комсомоле, а в 40 - о нежных губах и ясных глазах.
К концу 30-х годов стали увлекаться народностью. Восхищаться, как архангельские старики называют мрамор - "брамантом".
Основное содержание произведений Помяловского, в т.ч. и неоконченных, составляют его педагогические взгляды.
Отрывок "Чебанов". Против различных педагогических систем и приемов, с помощью которых ловят ум и память ребенка, заставляя их удерживать то, что желает учитель. Преподавание идет при этом легко и незаметно, но настоящие характер и самодеятельность, способность к размышлению не вырабатываются.
(Подход к ребенку нормальному, словно как к какому-нибудь дефективному. Будто задача педагога побыстрее и легче начинить знаниями ребенка. Будто без этих хитростей ребенок не сможет ничего запомнить).
"Брат и сестра" ... "Вышло, как всегда бывает, что воспитание на заданную тему не удалось".
(Воспитывается не схема, а реальный человек. Полное ущемление пороков и недостатков может привести к преувеличенному интересу к ним).
Б. бурсак Помяловский знает, что такое голод.
"Пусть вас лишили денег, даже чести, но если у вас есть любящая девушка, она своими ласками сумеет смягчить силу ваших страданий, но когда голод мучит человека, все поцелуи и ласки бесят его. Из корысти, мести люди режут людей; с голоду они едят друг друга".
(Сытый человек наверное придумал, что сытое брюхо к чению глухо. Голодному вообще никакая мысль, кроме как о пище, в голову не лезет).
Оброт:
"под носом Нева, с затылка - речка".