?

Log in

No account? Create an account

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Next Entry
основной вопрос 7: завершение реплики Деррида
старый гляжу
gignomai

Еще одно различение, и я на этом прервусь, возникает в связи с вопросом о даре как живой нити. Это не только различение между знанием и мышлением, но и различение между знанием и деланием, или между знанием и событием. Событие как таковое, как и дар, не может быть познано как событие, как наличное событие, и на том же основании. Это еще одно проявление различия между знанием и деланием. Дар есть нечто, что делается в неведении о том, что делается, в неведении о том, кто дарит, кого одаривают и т.д.
Ну и последнее соображение – конечно же, о феноменологии. Возможное разногласие между нами связано с тем, что Жан-Люк Марион, оставив меня на обочине, суммировав мою позицию, говорит: «он мыслит дар в контексте экономики». Вот это, по-моему, неверно. Марион пытается представить дар (который я опять-таки отличаю от Gegebenheit) феноменологически. Но я сомневаюсь в том, что возможна феноменология дара. Именно в этом заключается мой тезис. Возможно, я неправ, но утверждаемое мною не полная бессмыслица, я оспариваю именно это – возможность феноменологии дара. Я, конечно, понимаю, что у Жан-Люка Мариона своя собственная концепция феноменологии. Но он не вправе пользоваться какой бы то ни было феноменологией, не удержав, по меньшей мере, некоторых аксиом того, что именуется феноменологией – феномена, феноменальности, обнаружения, смысла, интуиции, если не интуиции, то, по крайней мере, надежды на интуицию, и т.д. То, что я говорю, не направлено против феноменологии. Это не направлено против религии, ни даже против Donum Dei [дара Божьего]. Я пытаюсь мыслить возможность этой невозможности, но из позиции, которая не находится внутри того, о чем я мыслю. Здесь я прервусь.

Ну, Деррида высказался предельно ясно. Теперь черед Мариона.



  • 1

я оспариваю именно это – возможность феноменологии да

Этот спор вообще не разрешим на почве феноменологии.

Re: я оспариваю именно это – возможность феноменологии

Хм, может быть. Послушаем Мариона. Он все-таки католик :)

Re: я оспариваю именно это – возможность феноменологии

зато я не католик :)

в словах Деррида больше историко-философской правды. То как Марион отсылал к "данности" в феноменологии, заключено или лукавство, или непростительное верхоглядство. Конечно, я не считаю слова Мариона следствием некомпетентности, он огрубил в целях дать сугубо предварительный набросок. Общего у дара с обычной "трансцендентностью в имманентности" разве только трансцендентность. = сознание признаёт и то, и другое в качестве того, что "есть, даже если меня (сознания) нет", по выражению Гегеля.

различие проступает, если мы поймём, что дар, в отличие от"данности" в интенции, имеет этическую составляющую. Именно о ней намекает Деррида, заговаривая о "делании"/ мышлении сверх знания.

Re: впечатления

Ну... я все-таки пока в неубежденности ни тем, ни другим. Туд ведь различие не только в признании/непризнании того, что данность = дар, но и в вопросе о качестве данности. Послушаем все-таки Мариона еще.

  • 1