gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

основной вопрос 4: продолжение реплики Деррида

Она длинная, эта реплика. Там много чего сказано - поэтому разбиваю на части.
Значение следующего аргумента как аргумента из ниже приводимого куска, по-моему, понятно не будет, но тут зато вводится новая тема, сама по себе интересная: как возможен дар?

[Деррида дальше восхищается тем, как Марион назвал свою книгу: Étant donné  – Даваемое бытие, или, как уточняет Д.: Бытие как даваемое, Being as Being Given.

Но Марион] как бы хочет освободить дар и данность от бытия… [Он] прекрасно суммировал то, что я говорил о даре в «Даваемом времени», обо всех апориях, невозможностях.  Как только дар, не Gegebenheit, а дар – опознается как дар, получает смысл дара, он тут же перестает быть даром. Как только получатель дара узнает, что это дар, он уже благодарит дарителя и тем самым уничтожает дарение. Как только даритель осознает факт дарения, он сам уже благодарит себя и опять-таки уничтожает дарение, возвращая его в круг, круг экономического обмена. И я хочу воспроизвести здесь мой текст и настоять на том, что нечто представляется мне невозможным, а именно, чтобы дар выступил в качестве такового и при этом остался даром, выступил как дар со стороны дарителя и со стороны получателя дара, настоять на невозможности того, чтобы дар присутствовал, был сущим как присутствующим. Я, таким образом, разрываю связь между даром и присутствием. Жан-Люк прекрасно воспроизводит этот ход рассуждений, но затем он говорит, что все эти предполагаемые возражения или препятствия, которые я выдвинул против дара, вовсе не останавливают нас, вовсе, так сказать, не закрывают нам доступ к дару или феноменологии дара, а напротив оказываются трамплином для того, что вы пытаетесь делать как феноменолог.

Итак, до этого места мы не расходимся. Где мы расходимся, если расходимся, так это в том, что на следующем шаге Жан-Люк говорит, что я проблематизировал дар, поместив его в экономические рамки, в контекст онтологии и экономики, в круг обмена, так, как это делал Мосс, и что нам нужно высвободить дар из этого контекста – обмена и экономики. Здесь я уже не склонен соглашаться…


Это ведь, и правда, факт, что в нашем обществе (я не российское имею в виду, в нем-то как раз это не настолько абсолютно, а европейское - про азиатское просто не знаю) чистый дар тем меньше возможен, чем более цивилизованные отношения. Принято считать (хотя бы приблизительно) и отдаривать, т.е. платить. Большинство людей не позволят, чтобы им дарили совсем безвозмездно... Правда, в том, что Д. и благодарность считает платой, есть какое-то остервенение мысли, на мой вкус. Впрочем, посмотри, как он этим будет пользоваться в самом интересном, применительно к отношениям с Богом.
И надо бы посмотреть Мосса, на которого он ссылается, там дар обсуждается, кажется, на широком, не только европейском, материале.
Tags: Деррида, Мосс, дар
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments