gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

основной вопрос 3: Деррида возражает

Теперь очередь Деррида.
Деррида. В отличие от Жан-Люка я интересуюсь христианством и даром в христианском смысле слова, и мне было бы интересно извлечь из этого какие-то выводы. [Опускаю изыски галльского остроумия по поводу того, дар или данность то, что Марион некогда был студентом Деррида].

Прежде чем мы перейдем к другим пунктам, я попытаюсь говорить так, как если бы не предполагалось знание текстов, стоящих за нашим диспутом, – чтобы достичь максимально возможной ясности. Я имею в виду то, о чем вы только что напомнили. Я не уверен в том, что между использованием Gegebenheit в феноменологии и проблемой, которую мы собираемся обсуждать, а именно проблемой дара, существует семантическое родство. Я не уверен, что, когда Гуссерль говорит, действительно обстоятельно и постоянно, о том, что дано интуиции, эта данность, эта Gegebenheit состоит в какой-то очевидной и понятной связи с даром, с данностью в качестве дара. Вполне может быть, что предмет нашего обсуждения, дар, не однороден с Gegebenheit. Такова одна из проблем относительно связи с феноменологией. Я еще вернусь к этому.

Далее, для меня проблематично и то, как вы перешли от Gegebenheit в феноменологии к es gibt у Хайдеггера. То, что Хайдеггер понимает под Gabe (дар) в es gibt, отличается от интуитивной Gegebenheit. Когда Гуссерль говорит Gegebenheit и когда феноменологи в широком смысле слова говорят Gegebenheit, т.е. что нечто дается, речь идет всего-навсего о пассивности интуиции. Нечто имеет место. Мы нечто имеем, с чем-то сталкиваемся. Это есть, но это не есть дар. Таким образом, один из моих первых вопросов такой: вправе ли мы прямо переходить от феноменологического понятия Gegebenheit, данности, к проблеме дара, которую мы собираемся обсуждать?


Ну что ж, это сказано ясно, пояснений не требует, по-моему. Посмотрим, что возразит Марион, но, по-моему, Деррида проигнорировал уже сказанное оппонентом: то, что дано (по меньшей мере, в некоторых особых случаях) не только то, что Д. назвал "пассивность интуиции", а и нечто большее. Правда, по факту оказывается, что кому-то дано, а кому-то нет. Двое радуются и притом одному и тому же, но одного переполняет благодарность, а для другого: "Свезло".
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите мне, благодарить?
Tags: Гуссерль, Деррида, Хайдеггер, дар
Subscribe

  • ...

    Пришло в голову, что Хайдеггер (Heidegger), возможно, имеет французские корни. Что фамилия происходит от имени его предка-француза, гугенота,…

  • Was ist Philosophieren?

    Что нам следует делать? Кто мы есть? Почему мы должны быть? Что есть сущее? Почему свершается бытие? Из этих вопросов снизу вверх в их единстве…

  • Диалог языка с языком

    В чем основная трудность перевода поэтической речи — и речи таких философов, как Хайдеггер? Нужно услышать и передать на своем языке не только…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments