gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

общая душа

В комментах к моей записи о памяти sergius_v_k категорически отверг представление о коллективном сознании, коллективной памяти и, шире, коллективной душе как фикции. Мы там обменялись аргументами и контр-аргументами. Моя-то позиция более осторожная, чем у моего оппонента: я оставляю открытым вопрос о том, как мыслить "душу рода", но хочу удержать интуитивную очевидность таких реальностей, как род, народ и т.п. К такого рода реальностям относится ведь и Церковь - я отказываюсь признавать метафорической условностью именование Ее Телом Христовым. А где Тело, там и Душа, ибо бездушное тело есть труп.
Хочу еще привести цитату из о. Павла Флоренского - не в порядке, конечно, доказательства от авторитета, да и авторитетен о. Павел не для всех, а просто красива. И Е.Л.Шифферс ее очень любил - настолько, что, распечатав, дарил друзьям.

Род есть единый организм и имеет единый целостный образ. Он начинается во времени и кончается. У него есть свои расцветы и свои упадки. Каждое время его ценно по своему; однако род стремится к некоторому определенному, особенно полному выражению своей идеи, перед ним стоит заданная ему историческая задача, которую он призван решить. Эта задача должна быть окончательно выполнена особыми органами рода, можно сказать энтелехией рода, и породить их – ближайшая цель жизни всего рода. Это благоухающие цветы или вкусные плоды данного рода. Ими заканчивается какой-то цикл родовой жизни, они последние или какие-то предпоследние проявления рода. Будет ли от них потомство или нет – вопрос уже несущественный, по крайней мере в жизни данного рода, ибо в лице своих цветов он уже выполнил свою задачу.
… нет никакого сомнения, жизнь рода определяется своим законом роста и проходит определенные возрасты. Но нет сомнения также и в свободе, принадлежащей роду, – свободе, столь же превосходящей мощью своего творчества свободу отдельного представителя рода в среднем, как и полнота жизни рода в целом превосходит таковую же отдельных родичей в среднем. Кроме того, в какие-то сроки и в лице каких-то отдельных представителей рода это самоопределение его получает чрезвычайные возможности. Род стоит тогда у дверей собственной судьбы. Если вообще, в другие времена в лице других его членов, ему предоставлена некоторая беспечность и от него не требуется четких решений и прозрения в жизнь и задачу целого, то, наоборот, в такие времена и в лице таких своих членов он приобретает возможность подтянуться, духовно напрячься и на этих поворотах сделать выбор, сказать либо да, либо нет высшему о них решению. Так бывает в жизни отдельного человека; но неизмеримо ответственнее эти узловые точки в жизни целого рода. И тут род волен сказать нет собственной своей идее и вырвать из себя источник жизни. Тогда, после этого рокового нет себе самому, роду уже незачем существовать и он гибнет тем или иным образом. Жизненная задача всякого – познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношения отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего – познать собственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуально свою, поставленную себе, а свою – как члена рода, как органа великого целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым самопознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае – за предмет пустого тщеславия, а в лучшем – за законный исторически заработанный повод к гордости. Однако ни то, ни другое не улавливает главного: качественного превосходства и качественной полноты рода над родичами… От рода, как целостного четырехмерного образа, уже сравнительно легок переход, по крайней мере в мысли, к племени, народу, государству, расе, наконец, к целому человечеству, конкретное единство которого было понято и прочувствовано в опыте почти мистическом, вопреки рассудочному складу всего своего мышления, Огюстом Контом. Все эти сущности, простираясь четырехмерно, имеют каждая свою форму, свой облик, и в явлении он воспринимается как гений или ангел-хранитель племени, народа, государства, расы и всего человечества
.
Tags: Флоренский, Шифферс, род, свобода
Subscribe

  • знатоки

    Возвращаясь от зубного (это в Марьино), зашел на рынок. Куплю, думаю, хорошей картошки по случаю поста. Смотрю на прилавке краснодарская и…

  • Поправка!

    Из моего поста про " христианство, социализм и интеллектуальную честность" выпала концовка, что его не то, чтобы совсем обессмыслило, но…

  • классическое и развивающее образование

    Полагаю, что эта книга - "История русской школы" Любжина - много еще материала даст для обдумывания. Вот еще одно интересное замечание:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • знатоки

    Возвращаясь от зубного (это в Марьино), зашел на рынок. Куплю, думаю, хорошей картошки по случаю поста. Смотрю на прилавке краснодарская и…

  • Поправка!

    Из моего поста про " христианство, социализм и интеллектуальную честность" выпала концовка, что его не то, чтобы совсем обессмыслило, но…

  • классическое и развивающее образование

    Полагаю, что эта книга - "История русской школы" Любжина - много еще материала даст для обдумывания. Вот еще одно интересное замечание:…