gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

память прошлого и знание о прошлом

Думаю о том, как (чем, в чем) они различаются. Само это различие, по-моему, очевидно: я не помню, как я рождался, но знаю, что родился и даже некоторые обстоятельства. Или, напившись, был без памяти, но потом мне рассказали, как я безобразничал.
Собственно говоря, в сказанном можно видеть и ответ на вопрос: различаются тем, как это знание ко мне пришло - изнутри или извне.
Но мне этого мало. Интуиция говорит, что они различаются еще и качеством переживания представления о прошлом. Это, видимо, как-то связано с самосознанием и переживанием себя в прошлом и настоящем как одного и того же лица, с самоидентичностью. Тут, однако, все равно много неясного: внешнее и внутреннее, непрерывность и дискретность... схематизировать все это вполне не удается.
Но, при всем том, само, повторяю, различие между памятью и знанием индивида о своем прошлом выглядит очевидным.
Все сразу усложняется, если мы попытаемся перенести эту оппозицию на группу или общество, говорить о родовой или народной памяти. Эти вопросы и озаботили меня в связи с весьма любопытной французской книгой "Места памяти" Она посвящена запущенному во Франции где-то в 60-х годах прошлого века проекту поддержания исторической памяти и сознания национального единства у французов. Книга переведена на русский, а методологическое введение к проекту, написанное его руководителем историком Пьером Нора есть и в Сети. Методологическим его можно назвать, правда, только метафорически, поскольку оно само в значительной мере построено на метафорах... В основе всего там оппозиция "историческое знание - коллективная память". Память как переживание группой, народом себя как единства, прошлого как своего и общего (мне сразу вспоминается из нашего: "Ура! мы ломим, гнутся шведы!"). Историческое знание как внешнее, универсальное, отчужденное Память - абсолютна и некритична. История относительна и критична. И т.д. (Заинтересовавшихся отсылаю к тексту, он читается легко и с интересом, если не требовать строгости). Вектор исторического развития, по Нора (да и без него это можно заметить) направлнен в сторону утраты коллективной памяти, вытеснения ее историческим знанием. И это неизбежно и во многих отношениях оправданно: мы хотим знать свое прошлое точно, а значит, должны подходить к его следам критически.
Но ведь есть же разница между нашим восприятием своего прошлого (как хорошего, так и дурного) и прошлого Англии или Гондураса! И, кому как, а по мне так и должно быть.
Однако очевидность различия между индивидуальной памятью и знанием своего индивидуального прошлого не может быть без специальной работы распространена на коллективы, по той хотя бы причине, что там-то, разумеется, не предполагается сквозная за всю историю чья-то память в точном смысле слова и участвует историческое знание, транслируемое вполне внешними путями - через тексты и т.д.
И все-таки различие между памятью и историей мне, как и Нора, хочется удержать...
Tags: история, память
Subscribe

  • Связалось

    Бог там, куда Его пускают (хасидская притча). Для меня положительный смысл страдания в том, что оно пробивает вот этот наш устоявшийся контур…

  • о стихе Вагинова

    Договорились с двадцатилетней дочерью моего друга, что буду посылать ей время от времени стихи и будем делиться впечатлениями. Естественно и…

  • Евклидомахия 7: наука ли математика - как ставить вопрос?

    Обсуждение этого вопроса в нашем путевом семинаре пока что дало немного. КП пошел по непродуктивному, с моей точки зрения, феноменальному пути,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments

  • Связалось

    Бог там, куда Его пускают (хасидская притча). Для меня положительный смысл страдания в том, что оно пробивает вот этот наш устоявшийся контур…

  • о стихе Вагинова

    Договорились с двадцатилетней дочерью моего друга, что буду посылать ей время от времени стихи и будем делиться впечатлениями. Естественно и…

  • Евклидомахия 7: наука ли математика - как ставить вопрос?

    Обсуждение этого вопроса в нашем путевом семинаре пока что дало немного. КП пошел по непродуктивному, с моей точки зрения, феноменальному пути,…