gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

"физики и лирики"

Эта тема, упрощенная до анекдотического уровня, бурно дискутировалась в СССР в 60-е годы прошлого века. Но профанировался при этом вопрос действительно важный и глубокий. Вот как об этом пишет Юнгер:
По-моему, было бы стоящим делом, если бы кто-нибудь посвятил се6я созданию исторического обзора, выполненного хотя бы в виде сборника цитат и описывающего духовные отличия и деятельность человека мусического в сравнении с техником. Конечно, ему следует исходить из человека in toto, которому, как и все прочее, принадлежит власть распоряжаться техникой. Тогда мы увидим таких гигантов, как Леонардо и Гёте, людей, которые целиком убедительны, поскольку целое убедительно в них и через их личность.
Когда образ рабочего предстанет в лице господствующих и убедительных представителей, они возвысятся не только, а возможно, и отнюдь не из разряда техников. Именно благодаря этому техника будет приручена, облагорожена не только в смысле ее доместикации, но и возвысится до мусической темы, возможно, до волшебства
.
Общепризнанно и, пожалуй, очевидно, что люди рождаются с преобладанием мусических или технических (сюда и все точные науки попадают) склонностей и способностей. И наверное, если они не наделены титанической жизненной энергией Леонардо и Гёте, им стоит свои дары в основном и развивать, не слишком тратясь на освоение чужих. Хотя чрезмерная односторонность все-таки, похоже, ущерб и жизненная неудача.
Любопытный объект осмысления в этом плане для меня я сам. Мне трудно сейчас точно сказать, каким я был от рождения, но все-таки мусические склонности, кажется, преобладали. Я, однако, с подростковым радикализмом пошёл в физики - буквально, на физический ф-т МГУ, а там на первых курсах особенно увлекался математикой и в итоге специализировался в физика-теоретика. (Мотивация была аховой: понимать надо всё и, если "гуманитарное" доступно самообразованию, то науки строгие - нет). Где-то к концу обучения интересы философские и художественные стали перетягивать (не только у меня, это еще и тенденция в моем окружении, более решительные перебежали на философский). В результате я вскоре ушел из профессии и стал "разнорабочим интеллектуального труда" по социальному положению и духовным бродягой по складу личности.
Но дело не биографии как таковой, а в том, что всю жизнь я разрываюсь между мусическим (художественной интуицией) и техническим (рациональным мышлением), культивируя в себе и то, и другое, а поскольку не обладаю жизненной мощью вышеупомянутых гигантов, то взаимно развращая в себе то и другое. И ничего уже не могу, а в глубине души и не хочу с этим поделать...
Tags: /akula_dolly, /plotiniana_tuga, /sadovnica, Юнгер, волшебство, интуиция, цельность, человек
Subscribe

  • Не понимаю!

    В чтении Лобачевского запнулся на вот этом месте: "Сумма углов прямолинейного треугольника не может быть > π; напротив, сумма углов…

  • (no subject)

    Читаю Лобачевского "О началах геометрии" - наслаждение! Во-первых, подзабытый уже в чтении гуманитарного вкус строгости. Во-вторых,…

  • о развитии вкуса

    Давно как-то сформулировал (и писал, наверно, об этом, не помню), что вкус - эстетитческий - и совесть (нравственный вкус) развиваются в опыте…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Не понимаю!

    В чтении Лобачевского запнулся на вот этом месте: "Сумма углов прямолинейного треугольника не может быть > π; напротив, сумма углов…

  • (no subject)

    Читаю Лобачевского "О началах геометрии" - наслаждение! Во-первых, подзабытый уже в чтении гуманитарного вкус строгости. Во-вторых,…

  • о развитии вкуса

    Давно как-то сформулировал (и писал, наверно, об этом, не помню), что вкус - эстетитческий - и совесть (нравственный вкус) развиваются в опыте…