? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
ОТЕЦ 239: 1944 (117)
старый гляжу
gignomai

У Лескова в "Праведниках" где-то написано народное поверье, что евреи корнем каким-то обладают против пьянства.
Свидригайлов у Д. говорит: "Откуда-то жиды наехали, прячут деньги, а всё остальное развратничает.
Даже трезвость и неразгульная жизнь ставится в упрек.

(Читая Диккенса)
Писатель в противоречии. Палка о двух концах. Интересная фабула заставляет читателя пропускать рассуждения автора, он хочет скорее узнать, что дальше.

32 псалом. 12
"Блажен народ, у которого Господь есть Бог".
(Чувствуется: многобожие исчезло только что. Господь имя собственное. Он бог избранного народа). По построению фразы, Бог более общее понятие, чем Господь - в этом следы недавнего многобожия.

На примере кабана видишь, что излишняя тучность мешает видеть солнце.

С полупути сворачивает обратно человек с жидким характером, но с трех четвертей пути - круглый дурак.

На костылях. За шеей, уцепился за голову отца сынишка.

В одной из дверей церкви открыт буфет "Пиво - воды". Сейчас уже почти одиннадцать. Продавщица закрывает буфет. Посетители - пьяные офицеры. Один из них на прощание бьет кружку. Звон стекла.

Старик расчесывает небольшую, но густую бороду.
- Разные здесь, больше бытовики, а есть и по 58.
- С Украины полицейские бывшие, староста.
- Нет, не 10, а 12 часов работаем, а когда и больше.
- Хлеба. Если норму вырабатываешь, 800 гр. дают. Но хлеб не такой, как городской. Сырой. А городской как булка.
(Какой же д.б. у них хлеб, если кислый казанский хлеб кажется булкой).

Чехов говорил, что нужно быть сострадательным не к одним только нищим и кошкам.

Он рассказывал: "Сегодня обрадовался я, каогда одну картинку в американском журнале увидел. Американец в шлеме, стиснув зубы, замахнулся бросить лимонку. Ну точь в точь как наших рисуют. Ну, думаю, и до них дошла война да ненависть".




  • 1
В "Несмертельном Головане" (один из Праведников Лескова)
рассказывается о безоар-камне, который человека оберегает
от всех болезней и мгновенно истрезвляет, даже если и сильно
пьян. Но хранил его для себя посреди повального мора, беды
и несчастья не еврей, а аптекарь-немец. А как только он его
на улице потерял, так тут же придя домой и помер. Безоар-камень, по народной притче, подобрал Голован.

Ну, камень немец хранил, а корень от пианства, может, и еврей...

Свидригайлов у Д. говорит: "Откуда-то жиды наехали, прячут деньги, а всё остальное развратничает"

Так тут ставится в упрек не "трезвая и неразгульная жизнь",
а вот эта самая скаредность посреди всеобщего развратничанья
(а банкирам последнее весьма выгодно, трезвость они держат
"для себя").

Ну, тут многое не вполне ясно. Говорит не Д., а Свидригайлов, вот уж нравственный авторитет! И сама связь между первой частью суждения и второй неясна. Это к тому, что у писателя.
А что помимо него делается, говорится и думается - вопрос другой.
Отец же мой покойный - человек был справедливый. И готов был вступиться хоть за еврея, хоть в осуждение еврею, равно как и эфиопу, и шведу, во всяк момент.

Весьма интересно.

  • 1