gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

ОТЕЦ 231: 1944 (109)

Новая тетрадка

Сентябрь. Ураз. 30-дневный пост. Только с заходом солнца можно есть.
Из Чистополя приехал старичок-татарин. Ему 70 лет, но он бодр. Чистенький, аккуратненький.
Приехал, чтобы потом поспекулировать в Чистополе. Накупил здесь половников, желтеньких ящичков с домино (после того, как увидел, как Е.Л. с Айзиком играют).

Пятница. К половине двенадцатого народ собирается к мечети.
невысокий минарет, каменный забор со столбиками, украшенными полумесяцами.
К мечети проходят мимо нищих (шпалерами по дороге). Каждый дает одному, другому по рублю.
Наш старичок занял место в первом ряду.
У входа объявление на бумаге по-арабски. Смысл: "вытирайте ноги".
Под объявлением живописный нищий. Худой, с большой головой. Из-под наркомвнутдельской фуражки торчат огромные уши. Лет 18.

На второй этаж. Налево открыта дверь - жилое помещение. Выглядывает толстая татарка.
Вешалка, вернее раздевалка как на лыжн. станции. Сдают обувь.
Многие приходят в носках и галошах. В носках по полу, сплошь обтянутому материей.

Невысокая квадратная комната. Деревянные антресоли по всем четырем стенам. Круглый стол сбоку. На нем после молебствия будут считать выручку.
На полу стопка толстых книг. На стенах какие-то расписания по-арабски.
Рядами, пожавши ноги, сидят мужчины.
Далее главный зал. Он выше. Несложный белый рисунок на зеленом фоне. Трещины, сырость. Напоминает казанское кино "Унион", а а ведь оно имеет сходство с баней.

Люстра, опять с полумесяцем. Выложенная белым кафелем печь. Небольшая кучка дров. Кроме люстры, на всякий случай висит керосиновая лампа. Простая, как в колхозных клубах.

В углу кафедра. Над ней полочка с книгами в беспорядке. На перильцах кафедры висит мягкая коричневая шляпа и чуть ли не авоська.

Некоторые окна открыты. На подоконниках мешочки, обувь, костыли.
Многие идут в мечеть со свернутыми ковриками под мышкой. Точь в точь как московский князь со своим неразлучным мешком. Да и у этих, пожалуй, не коврики, а мешки.
["Князь" здесь, видимо, прозвище московских дворников, значительная часть которых еще на моей памяти были татары].

Входящий прикладывает руки к ушам. Поклон. Стоя шепчет. Два земных поклона. Усаживается, пожав ноги. В зале беспрерывный шопот. Некоторые перебирают четки.
Ряды беспрерывно в движении. Будто физкультзарядка. Всё делается разновременно. Все на разных стадиях молитвы: один встает, другой земной поклон. То здесь, то там подымаются фигуры, опять наклоняются и т.д.
Tags: Война, Казань, ислам, отец
Subscribe

  • Бес времени под руку

    Пользуясь "голосовым переводчиком", наговариваю рукописный текст ГП. Диктую Л.Б. (сокращение от Леви-Брюль). "Переводчик" пишет…

  • (no subject)

    Из Роджера Хаттауэя (XVII в.) Ты не плачь, дитя, не плачь. Что с того, что эта птица Не летает, не резвится, Не несется мыслью вскачь? Что с того,…

  • Точнее не скажешь

    yettergjart: Вообще очень не хватает режима вольного, нецелеориентированного чтения (которое всегда было в моём обиходе синонимом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment