gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Е.Л.Шифферс о смысле художественного творчества

Исповедуя православное учение, я осознаю, что в основе мира покоится Истина Вечного Евангелия, покоится слово Божие, как творческий Текст Творца. Эта книга Сидящего на престоле, исписанная внутри и вовне, есть, вседержится в вечной памяти Божией как Культуры с Большой Буквы. Текст этот дискретен, имеет в своих дискретных и несводимых друг к другу полях присущие им координаты, ибо «день второй» пророчества Моисея о книге Изреченной не имеет причинно-следственной зависимости «от дня первого», но коренится своей прерывистостью (а не эволюционностью!) в воле Божией и Сознании Творца. Каждый дискретный уровень благословляется Творцом Культуры, то есть этого вечного Текста при прикосновении к которому возникают культы, а на них уже базируются культуры человеческого вмещения и состроительства с фактом Вечной Памяти. Таковое в принципе понимание термина «культура» как человеческой практики, восходящей к «культу», было, по-видимому, присуще и о.Павлу Флоренскому; во всяком случае я впервые глазами прочел такое осмысление термина у него. Вечная Память Культуры есть Аскетология как наука очищения сознания от профанической и безвольно принятой терминологии, чтобы пустым от «клише» сознанием прикасаться к Тексту, что постулируется как обучение Культуре, припоминание, вспоминание Культуры, чтобы через улучение благословения того уровня Текста, к которому восшел ученик, в последующей трансляции вмещенного, делаться и творчеством. Если Вседержитель творит из ничего, то ученик Культуры и со-творец понимается как исполнитель. Но пианист в исполнительстве является со-творцом композитора в трансляции партитуры, как и актер и режиссер являются со-творцами автора-драматурга. Исполнительское творчество в корректной вариации на заданную тему, уже записанную в «каноне» воспоминания Культуры, ни в коей мере не может быть ограничено. Апостол Павел, пишущий к Евреям, говорит, что тот Бог, Который многократно и многообразно говорил в пророках и отцах, в последние «дни сии» говорил нам «в Сыне». Так Текст Вечной Книги и замысел о Церкви как о Теле Христовом и Невесте Агнца дан Сыном адекватно. Мы имеем откровение о Культуре и Творчестве. Культ должен привести человека к Вечной Памяти Божией, то есть к вхождению в Тело Христа. Творчество в терминологическом смысле открыто: это творение абсолютно нового, – Бог стал человеком (абсолютно новое для Него состояние), а человек должен стать богом по благодати (абсолютно новое для него состояние). «Бог воплотился, чтобы человек обожился», – эта формула святых отцов представляется мне терминологическим определением «культуры» и «творчества». Православные аскеты-молитвенники (напомним, что аскетика есть собственно делание по-гречески) называли аскетику «художеством художеств». Они были любителями красоты, творцами себя в молитвенном делании, членами Культуры, фактами культуры, членами-ритмами и рифмами Великого Текста, изреченного Богом Живым. Святые суть культурные люди и творческие люди в терминологически точном употреблении этих слов. Но вместе с тем есть и факт спонтанного припоминания Текста и трансляции вмещенного вне «канона»; таковой факт возможен в акте припоминания культуры «художниками», «поэтами», «философами» в принятом смысле слова. Язык подобных трансляций будет, подчеркиваю, вне-каноничным, но не противо-каноничным, не антиканоничным. К примеру: фактом Культуры является преподобный Серафим Саровский, а фактом вне-канонического припоминания Культуры – письменность А.Пушкина (они жили в одно время!).

Лингвистический подход к Культуре и культурам, внимание к терминологии, эти и прочие феномены будут характеризовать припоминание культуры, чтобы через обращение (корректное!) к священной письменности говорить об аскетологическом Мировом Дереве, как училище припоминания, как обучении науке читать Текст, Вечно «пустой», ибо адекватность его понимания коренится в Сознании Творца его; и даже Письменность Нового Завета будет вмещаться не как идолоподобный Авторитет, но как Истина Призыва к апофатической встрече в богопознании и Свете. Решатся затем попробовать следовать древним наукам обучения… Станут творцами и свидетелями Культуры… Ибо время прекращения возможности богоуподобления еще не окончено, для нас, человеков, [оно лишь] закрыто в гадании «дня и часа», который знает только Отец Небесный.
(Скульптурный алфавит мастера Э.И.Неизвестного)

Tags: Шифферс, святость, творчество
Subscribe

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечная память погибшим, чтобы она состоялась.

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments