gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

понимание во вред?

Обмен репликами вокруг последних постов вернул к теме понимания.
Понять мысль другого, по-моему, это значит сделать его мысль мыслимой для себя. Не обязательно согласиться с ней, но сделать мыслимой. Т.е. я так мыслил бы, если бы было (вообразимо) то-то и то-то. Например, то-то знал бы или был бы в том-то уверен или наоборот. Словом, был бы в некоторых отношениях другим. Как это возможно? Только воспроизведя в себе это состояние другого, когда-то пережитое (по памяти) или новое (воображением).
Но если так, то возникает парадоксальная ситуация в связи с верой. Человек нашел истину и пребывает, лучше, наверно, сказать «имеет возможность пребывать», в истине, с Истиной, обитать «в доме Истины». И что же тогда для него означает понимать тех, кто вне истины, только ищет ее, подвержен сомнениям, а то и борется с ней? Получается, вроде бы, что он в этом случае возвращает себя в состояние «вне истины». Используя ту же метафору «дома», можно сказать, что он его оставляет или открывает в нем проходы во «внеистинное пространство», повреждает стены дома. Т.е. как бы изменяет Истине – «единому на потребу».
Кое-что в ответ все-таки приходит на ум.
Ну, во-первых, основным является обратный порядок мотивации: не понимаю не-истинное и потому изменяю истине, а, наоборот, по слабости своей изменяю истине и потому понимаю не-истинное.
Во-вторых, надо бы повнимательнее вглядеться в «смыслодинамику» понимания. Все-таки есть зазор между мыслимостью и принятием; кажется, к этому имеет прямое отношение учение св. отцов о помыслах – разных стадиях «контакта» с ними.
В-третьих, все это стоит рассмотреть в контексте взаимоотношений монастыря и мира. Как и зачем монастырь может и должен понимать мир, чтобы молиться за него, не обмирщаясь? А по аналогии можно мыслить и в человеке «монастырскую» и «мирскую» части. Выходы из «внутреннего монастыря» в «мир» – это и жизненная необходимость, и отчасти измена, падение. А в силу единства личности антропологическая «икономия» должна ведь быть общей, т.е. себя-то уж надо понимать во всех видах…
Tags: /benni72, /hubris_ipod, /rechi_k_bogu, НЛП, антропология, вера, воображение, другой, истина, мир, мыслимость, память, помыслы, понимание, прелесть, принятие, различение духов, св. отцы, свобода, страсть
Subscribe

  • (no subject)

    Второй раз за время карантина перечитываю "Проблемы методологии системного исследования" ГП (1964) и оба раза с интересом и удовольствием,…

  • ГП о философии как религии

    «Методология выхватила у философии технологию работы, но за счет этого произошло освобождение и очищение ценностного аспекта нашей…

  • Методология в помощь богословию

    В продолжение поста об идолопоклонстве. В мыследеятельностной методологии различаются два вида работы - онтологическая и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • (no subject)

    Второй раз за время карантина перечитываю "Проблемы методологии системного исследования" ГП (1964) и оба раза с интересом и удовольствием,…

  • ГП о философии как религии

    «Методология выхватила у философии технологию работы, но за счет этого произошло освобождение и очищение ценностного аспекта нашей…

  • Методология в помощь богословию

    В продолжение поста об идолопоклонстве. В мыследеятельностной методологии различаются два вида работы - онтологическая и…