gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

ОТЕЦ 201: 1944 (79)

Достоевский считал себя больше поэтом, чем художником, т.е. считал себя более способным не живописать (давать внешние представления о человеке, пейзаже, быте), а видеть внутреннюю красоту и безобразие в человеке и событиях.

В одном из писем о "Бесах":
"По крайней мере выйдет занимательно (а занимательность я, до того дошел, что ставлю выше художественности).

В черновиках хроникер "Бесов" говорит, что он описывает не быт, а событие. Это вообще программа Достоевского. Его романы - не бытовые романы дворянских писателей. Он не бытописатель. Его интересует не статика общества, а динамика. "Заниматься собственно картиной нашего уголка мне и некогда" (Роман-трилогия).

Когда читаешь "Бесы", кажется, что программа кружка Верховенского злобно измышлена Д-ким, но вот программа Нечаева:
"Всеми силами и средствами способствовать развитию тех бед и зол, которые должны вывести, наконец, народ из терпения и понудить его к поголовному восстанию ... Сближаясь с народом, мы прежде всего должны соединиться с теми элементами народной жизни, которые никогда не переставали протестовать на деле против всего, что связано с государством. Мы соединимся с диким разбойным миром*, этим истинным и единственным революционером в России".
* Федька-каторжник

Советские критики "Бесов" должны учесть слова авторитетного Маркса: "Нечаев обманным путем использовал имя Международного товар. рабочих с целью одурачивания людей в России и создания жертв".

Некрасов пришел в восторг при чтении 1-ой части "Подростка". Кто знает, м.б. мысли Аркадия были действит. близки молодому Некрасову, о чем можно думать по статье Дост.  о Некрасове в "Дн. Писат." [См. об этом в записи "ОТЕЦ 193]

Был рев. кружок Долгушина (прототип кружка Дергачева в "Подростке").
У Долгушина висело распятие, а на нем надпись: "Свобода, равенство, братство".

Сон Версилова сначала был в "Исповеди Ставрогина перед Тихоном". Потом тот же сон в "Дн. Писат." ("Сон смешного человека").

Вывод из "Сна смешного человека":
Всякая гармония, даже если бы она и возникла в условиях нашей земной жизни, непременно обречена на гибель. Но человек должен к ней стремиться.
"Пусть, пусть это никогда не сбудется, и не бывать раю (ведь уж это-то я понимаю!). Ну, а я все-таки буду проповедовать!".
По Дост. социальный идеал нельзя мыслить вне определенной живой и единой личности. Христос - символ свободы, любви, красоты - такая личность.

В первых планах "Бр. Кар. Алеша условно называется "Идиотом" (доказат. идейной и психолог. связи с Князем).

Романы Достоевского в противоположн. романам писат.-дворян не романы без начала и без конца.

Последнее суждение я, надо сказать, пока не понял, надо вдуматься: а в каком смысле романы писат.-дворян (Толстого и Тургенева, видимо, в первую очередь) суть романы "без начала и конца"?

На этом, кажется, тема Достоевского в этой тетради кончается. Дальше - Гамсун, Ибсен ("Цезарь и галилеянин", недавно, кстати, переиздали, надо, пожалуй купить и прочесть параллельно с отцом, это интересно), Каутский, Киркегор "Наслаждение и долг" (откуда он эхти книги брал тогда?!). Ну и картинки окружающей жизни, по которым я немного соскучился...

Tags: Война, Достоевский, отец
Subscribe

  • веселися славный росс!

    По наводке известного конспиролога А.Дунаенва (danuvius) купил книгу аббата-иезуита О.Баррюэля "История якобинства" в переводе…

  • (no subject)

    Cегодня - мне напомнила об этом система оповещения жж - день рождения Андрея Коваля, одного из тех, кого я хотел бы иметь другом, но не сумел.…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments