Нет, наверно, ошибся; видимо, это изложение у Летурно. Но все равно приятно совпадение.
Излюбленная метафора Платона.
Место каждого в идеальной республике определяется качеством металла, из которого сделан человек.
Пахарь с золотой и серебр. душой д.б. возвышен до звания воина.
Обратно: всякий с железной и медной душой д.б. не чем иным, кроме ремесленника и пахаря.
В гомеровские времена в Греции не было презрения к труду. Но уже Гезиода лакедемоняне называют "поэтом илотов" за воспевание земледелия и тружеников.
Рабство настолько въелось в головы людей, что восстания рабов были направлены не на отмену рабства, а на то, чтобы самим сделаться господами.
Императоры в поисках популярности кормили пролетариат.
Республика выдавала только зерно. Север добавил масло. Аврелий - печеный хлеб и сало. Константин - вино.
Сербская община - задруга.
(У кельтских и герм. племен не было ничего похожего).
Развитие варваров претерпело изменение в своем направлении благодаря внешним причинам
у одних - завоевание Рима
у других - косвенное влияние греко-римской цивилизации.
В средневековых герм. монархиях.
Пеня за выбитый зуб свободного человека - 15 су
за убийство раба - 20 су
(платится господину раба)
Дворяне поощряли возникновение в деревне общин - т.к. они давали больше гарантий исправного взноса податей и выполнения повинностей
(так что такой взгляд на сельские объединения очень стар)
[А ведь это отец колхозы имеет в виду!]
Компания (compagnies) от "общего хлеба" (pain)
25 марта 1000 года народ провел на коленях в церквях ожидая звуков небесной трубы. И хотя церковь д.б. потерпеть моральный урон, но она приобрела огромный материальный [доход], т.к. перед 1000 годом многие миряне отрекались [от имущества] в пользу монастырей и церквей для достижения хорошего места в небесном царстве.
На этой антиклерикальной выписке кончается работа с книгой Летурно о рабстве, и отец переходит к еще большему антиклерикалу - Гольбаху.