gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Прощай, Фалес!

С Фалесом я, будем считать, закончил. На сей раз поступаю так: здесь выкладываю понимание, к которому пришел, а в отдельном посте тексты, на которых это понимание основывается с пояснениями относительно перевода и толкования.

В истории, в длящемся веками философском диалоге говорят три Фалеса, А, В и Г.

Фалес А утверждает следующее.
1. Все – из воды, все из нее возникает и в нее возвращается, и все сущее суть различные превращения воды. Вода всё объемлет, всё в ней плавает, от нее, ее подвижности – все движение, и в ней же гасится и движение и вещи обретают устойчивость. Все влажное, всякая жидкость есть ближайшая превращенная форма воды; влажное же – основа жизни, как питания, так и размножения.
2. В основе всех превращений воды – два рода изменений: затвердевание и испарение. При этом, среди прочего, образуются другие элементы, которые, смешиваясь, производят новые виды изменений. Так возникает все многообразие форм сущего.
3. Причина подвижности воды и, далее, всего сущего – во всеобщей одушевленности («всё наполнено душой»). Душа – это и есть самодвижность и вечная подвижность воды и проистекающего из нее сущего.

Фалес А – физик и родоначальник всей последующей физики (= естественных наук). Главная проблема, которую он решал и передал, недорешив, ближайшим ученикам и далее, вплоть до нас, это проблема перехода от единого и неизменного начала к подвижности и разнообразию чувственного мира. Его решение состояло в том, что он предложил первую структурно-динамическую модель мира; дальнейшее развитие физики – это история усложнения этой модели ради роста ее объяснительной мощи. Предпочтение, которое Фалес А отдал именно воде («причиннейшему» или «могущественнейшему» элементу – в позднейших переложениях его мысли) имеет два очевидных смысла: 1) начальная и конечная форма бытия сущего (вполне допустимая гипотеза) и 2) акмеотическое состояние сущего, каковым является жизнь. Вопросы, принципиально не решаемые физикой Фалеса, суть следующие:
– почему превращение (затвердевание, испарение, «перелепливание») происходит именно в этот момент, а не в иной?
– чем определяется величина происходящего в тот или иной момент изменения?
– почему в результате однотипного изменения возникает разное (например, при затвердевании воды не один и тот же лед, а разные виды камней)?
Но их не решает и никакая физика, включая самую новейшую, поскольку они выходят за пределы ее возможностей. Физикалисты со мной не согласятся, но для меня ясно, что сложное из простого не выводимо, причины усложнения (развития) необходимо искать на онтологически более высоком уровне, т.е. обращаться к метафизике.

Возможно, реальный Фалес это сознавал или, по меньшей мере, ощущал и искал метафизического решения. Возможно, это за него домыслили позднейшие, в первую очередь Аристотель. Но в истории слышен и голос Фалеса В, метафизика. Он говорит следующее.

1. У космоса есть ум (нус), его справедливо будет назвать Богом.
2. У Бога нет ни начала, ни конца. Причем важнее здесь, как представляется, не безначальность-бесконечность Бога во времени, и не пространственная беспредельность (хотя, возможно, Фалес В подразумевает и эти смыслы), но – в отличие от феноменального сущего, имеющего началом и концом состояние «водности» – абсолютность, не требующая и не допускающая для себя ни начал, ни пределов.
3. Все одушевлено и полно богов (даймонов), служебных по отношению к космическому Богу-Уму, но, вероятно, тоже «умных» и свободно-двигательных.

В изложении этой метафизики я, разумеется, далеко вышел за пределы лексикона фрагментов, но мне важно было подчеркнуть принципиальное различие между метафизикой Фалеса В и физикой Фалеса А. Это различие отчетливо видно на примере лексически общего элемента, «одушевленности». В рамках физики «душа» – это «всего лишь» принцип самодвижения, то, что в современной физике фиксируется в понятии «энергия». В метафизике душа – это орган космического Ума. Слова «свобода» во фрагментах нет, но Ум принимает решения, по своему произволу начинает и направляет изменения – как же иначе? И сейчас мы в таких случаях говорим о свободе.
Продолжение метафизики Фалеса В – это новоевропейская метафизика Спинозы, Гегеля, Фихте…

С другой же стороны, слово «Бог» – при такой лапидарности формулировок – допускает и теологическое понимание. Фалес Г, теолог – продолжатель традиции «первых богословствовавших» и поэтов, которые «изобразили праотцами всего возникшего Океана и Тефию». Воду чтили под именем Стикса, ею клялись сами боги. В этой теологии тождественны начало всего и предмет наибольшего почитания. Восходящий к пророческому видению символический образ «Ветхого денми» – возможно, один из отдаленных отголосков древней богословской интуиции.
Tags: /birr, /humanitor, /kiprian_sh, /lupandin, /rechi_k_bogu, Бог, Фалес, Цицерон, бесконечность, вода, душа, метафизика, понимание, ум, физика, энергия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments