Грех сладок. Св. Амвросий глубоко проник в человеческую натуру:
"Я легче находил сохранивших невинность, нежели выражающих раскаяние".
[Об Элоизе]
По сути она признается, что она не Христова невеста, а остается супругой Абеляру. Всё ради него.
"В монастырь меня привлекло не Божественное призвание, а твое приказание".
В сравнении со страстным письмом Элоизы каким рассудочным и дидактичным кажется письмо Абеляра.
Элоиза, хотя и признает свои отношения к Абеляру прелюбодеянием, но все же нигде не говорит подобно Абеляру:
"Я не мог отказаться от этой грязи, ни по требованию пристойности, ни ради богопочтения, даже в дни страстной седмицы или великих праздников".
Насколько он был убежден в справедливости церковной морали, убивающей все человеческие (т.н. плотские) страсти.
Страсть Элоизы же настолько сильна, что она становится выше этой иссушающей морали (конечно, оставаясь в пределах своего времени).
Хотя Абеляр и один из основателей рационализма, но все же он говорит:
"Я не желаю быть Аристотелем, если это отдалит меня от Христа".
Это не свободный исследователь. Христос для него выше истины. Истина отыскивается от Христова учения (предвзятость, спекуляция, если говорить грубее).
"Платон мне друг, но истина дороже". Здесь же божественность Христа не позволяет сказать этого.
Но, конечно, разве можно требовать от XII века смелости "Возрождения". Ведь наиболее "прогрессивные" представители церкви и мысли (напр., Петр Клюнийский, так симпатизирующий Аб. и Эл.) говорили:
(от светских наук) "ты обратилась к наукам, еще более предпочтительным и, вместо логики, избрала Евангелие, вместо физики - апостолов, вместо Платона - Христа".
После этого вольнодумного пассажа - опять наблюдения.
У бани, на крылечке под объявлением о продаже "сладкого сиропа" сидят трое слепых и гадают, водя пальцем по выпуклым буквам букваря.
У одной гадает молодой красноармеец из комендантского патруля. У него круглое лицо с острым носиком и очки.
В трамвай садится взвод красноармейцев. Они в полной выкладке. Противотанковое ружье, несуразное и огромное, с трудом втаскивают в трамвай.
Когда-то оружие можно было провозить только в чехлах. Но сейчас...
Особо обтрепанных рабочих одели в костюмы из грубой хлопчатобумажной ткани, которую кустарным образом окрасили в зеленый цвет. Окрасили плохо, неудачно, пятнами.
Вот навстречу идет татарин. Он в этих казенных брюках, гимнастерке и в тюбетейке (какой-то (какой-то эрзац, продаваемый в татарском универмаге) с грубо нарисованным (набивным) рисунком.
Что ж это за татарин, если не смог сохранить хорошей тюбетейки!
"Ты понимаешь, я бы не могла выйти замуж за шофера".
"Со всего двора все-таки только тети Кати девочки выбились. Замуж вышли, образование получили".
"Все хорошо устроятся. Замуж выйдут".
"Это даже не обезьяна, это полуобезьяна. Какая-нибудь долгопятая".
"Вы ему можете поверить, если он говорит: "Я бухгалтер"".