gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

ОТЕЦ 190: 1944 (68)

Раненые-рядовые в кальсонах выглядывающих из под поношенных темносерых халатов. Раненые-офицеры в полосатых пижамах, подарках американцев.

Грех сладок. Св. Амвросий глубоко проник в человеческую натуру:
"Я легче находил сохранивших невинность, нежели выражающих раскаяние".

[Об Элоизе]
По сути она признается, что она не Христова невеста, а остается супругой Абеляру. Всё ради него.
"В монастырь меня привлекло не Божественное призвание, а твое приказание".

В сравнении со страстным письмом Элоизы каким рассудочным и дидактичным кажется письмо Абеляра.
Элоиза, хотя и признает свои отношения к Абеляру прелюбодеянием, но все же нигде не говорит подобно Абеляру:
"Я не мог отказаться от этой грязи, ни по требованию пристойности, ни ради богопочтения, даже в дни страстной седмицы или великих праздников".
Насколько он был убежден в справедливости церковной морали, убивающей все человеческие (т.н. плотские) страсти.

Страсть Элоизы же настолько сильна, что она становится выше этой иссушающей морали (конечно, оставаясь в пределах своего времени).

Хотя Абеляр и один из основателей рационализма, но все же он говорит:
"Я не желаю быть Аристотелем, если это отдалит меня от Христа".
Это не свободный исследователь. Христос для него выше истины. Истина отыскивается от Христова учения (предвзятость, спекуляция, если говорить грубее).
"Платон мне друг, но истина дороже". Здесь же божественность Христа не позволяет сказать этого.

Но, конечно, разве можно требовать от XII века смелости "Возрождения". Ведь наиболее "прогрессивные" представители церкви и мысли (напр., Петр Клюнийский, так симпатизирующий Аб. и Эл.) говорили:
(от светских наук) "ты обратилась к наукам, еще более предпочтительным и, вместо логики, избрала Евангелие, вместо физики - апостолов, вместо Платона - Христа".

После этого вольнодумного пассажа - опять наблюдения.

У бани, на крылечке под объявлением о продаже "сладкого сиропа" сидят трое слепых и гадают, водя пальцем по выпуклым буквам букваря.
У одной гадает молодой красноармеец из комендантского патруля. У него круглое лицо с острым носиком и очки.

В трамвай садится взвод красноармейцев. Они в полной выкладке. Противотанковое ружье, несуразное и огромное, с трудом втаскивают в трамвай.
Когда-то оружие можно было провозить только в чехлах. Но сейчас...

Особо обтрепанных рабочих одели в костюмы из грубой хлопчатобумажной ткани, которую кустарным образом окрасили в зеленый цвет. Окрасили плохо, неудачно, пятнами.
Вот навстречу идет татарин. Он в этих казенных брюках, гимнастерке и в тюбетейке (какой-то (какой-то эрзац, продаваемый в татарском универмаге) с грубо нарисованным (набивным) рисунком.
Что ж это за татарин, если не смог сохранить хорошей тюбетейки!

"Ты понимаешь, я бы не могла выйти замуж за шофера".

"Со всего двора все-таки только тети Кати девочки выбились. Замуж вышли, образование получили".

"Все хорошо устроятся. Замуж выйдут".

"Это даже не обезьяна, это полуобезьяна. Какая-нибудь долгопятая".

"Вы ему можете поверить, если он говорит: "Я бухгалтер"".
 


Tags: Абеляр и Элоиза, Война, Казань, отец, христианство
Subscribe

  • о медленном чтении

    Семинар ММК, декабрь 1985 года. Обсуждается книжка вильнюсского профессора Павилёниса про аналитическую философию: Пинский. Можно брать тексты…

  • (no subject)

    Из воспоминаний А.Пинского: На другом заседании кто-то высказал одну мысль, которая показалась мне неверной, но Щедровицкий стал ее активно…

  • Из одного обсуждения

    ГП: "Обрати­те внимание! У меня есть по сравнению с остальными преиму­щество. Вы знаете, что такое логика. А я – нет. Поэтому я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments