Впрочем, я не об этом. Этот спор, если уж вести, надо вести обстоятельно, по-богословски, а еще неизвестно, нужно ли, есть ли смысл.
Но вот один его вопрос меня в самом деле озадачил. В Писании сказано "Змей был хитрее всех зверей". И у евреев, и у христиан, мой собеседник так и думает, под "змеем" понимают Сатану, искусителя и человекоубийцу. Здесь никаких разногласий. Но дальше он приводит цитату из Евангелия: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10:16) и спрашивает: Что же, здесь призыв подражать в хитрости Сатане? Моя первая реакция была такая: ну это же метафора! Можно смелого человека сравнить со львом, а мудрого со змееей... - Да с чего же, говорит, змею считать мудрой? Низкоразвитая безмозглая тварь вроде лягушки? Про того, кто Еву соблазнил прямо сказано: хитрее всех зверей...
Можно, конечно, ответить на это культурно-исторически: тогда змею считали хитрейшей (или мудрейшей - в Септуагинте то же слово, что и в Мф.: фронимос). Но любопытно таки, что считать первичным и определяющим - признание мудрым оного гада или отождествление его с силами зла? Если второе, то в самом деле не очень понятен призыв Спасителя к подражанию ему.