Обычно для того, чтобы успешно выполнить это Учение боевых искусств, требуется 10-12 лет интенсивных и радостных занятий. Образ Учителя, его Позу и позы выполнить поначалу просто невозможно, ибо «свое» учение, свои записанные в тело, ум и волю иероглифы, мешают. Учитель танцует, а ученик буквально корежится от боли, его собственное учение, записанное в тело, кричит о своем: больно, скучно, не приносит удовольствия. Постепенно, при усиленных занятиях, запись старых иероглифов стирается в сердце-воле – внутренних и внешних органах тела, и ученик воспроизводит молчаливо Учение, данное в живой энергетической передаче триединства Небо-Человек-Земля. Записанное и даже зарисованное Учение лишь играет роль напоминания.
Это из сценария Е.Л.Шифферса «Путь (опыт магического искусства)». И здесь предельно ясное понимание ученичества как мимесиса, воспроизведения, выращивания «позы» и «жеста» учителя в себе.
Есть другой образ ученичества – тот, к которому побуждал своих собеседников Сократ: через спор-диалектику. В том, первом, варианте какой может быть спор?
Вроде как Восток и Запад. На Западе, включая и нас уже, с учителем спорят даже маленькие дети. И их поощряют к этому, к самостоятельности.
А восточное понимание вот здесь, в «Древнем Патерике»: Душа, подвизающаяся Богу, должна или с верою учиться тому, чего не знает, или ясно учить тому, что знает. Если не хочет исполнять ни того, ни другого, то она страдает безумием.
Я склонен учиться. И многих встреченных по жизни считаю своими, в чем-то и насколько-то, своими учителями. Учился всегда по западному типу – споря. А где-то в глубине все время жило желание поучиться вот так, как Шифферс изображает, или что, в общем, то же, по Патерику: с верой.
Но ведь для этого нужен Учитель. Сказано «Один учитель у вас – Христос». А учит Он нас через Церковь, через Писание в толковании св. отцов. У них, значит, и нужно учиться с верой. Но у меня пока что-то не получалось совсем без спора.
Похоже, тут две разных ситуации: когда учишься делу у знающего это дело – одно, а когда учишься думать, философствовать – другое…